Все эти годы нас просто-напросто обманывали: никакого «донецкого монстра» на самом деле не существует!
«Донецкие». В последние 10 лет в Украине это было не прилагательным, а скорее существительным — определением для мощной политической группировки, сформировавшейся вокруг Виктора Януковича.
Народная молва и осознанная пропаганда наделили «донецких» поистине демоническими чертами. Жёсткие, циничные, решительные, бескомпромиссные, наглые — всё это заставляло говорить о «донецких» со страхом. А в последние годы клан «донецких» и вовсе стал казаться несокрушимым монолитом, мрачной глыбой, возвышающейся над всей Украной. Глыбой, которую, казалось, ничто не может пошатнуть или хотя бы поколебать.
А потом оказалось, что все эти годы нас просто-напросто обманывали: никакого «донецкого монстра» на самом деле не существует.
Точнее, не так: «донецкий исполин», которым нас столько времени пугали, оказался колоссом на глиняных ногах. И это был не единственный его недостаток: колосс, как оказалось, страдает импотенцией, слабоумием и прогрессирующим параличом.
О да, «донецкие» были весьма эффективны в отжимании бизнеса, в налаживании коррупционных схем, в построении «властной вертикали» и в том, чтобы подминать под себя всё новые и новые властные полномочия. «Донецкие» неплохо справлялись с превращением правоохранительного аппарата в аппарат политических репрессий и с непринуждённой грацией пьяного бегемота подавляли любые ростки инакомыслия, до которых могли дотянуться.
Но когда грянул настоящий кризис, для разрешения которого необходимо было принимать конкретные решения и последовательно добиваться их исполнения, едущий по Украине «донецкий трактор» забуксовал.
У Виктора Януковича и его команды была тысяча возможностей найти тот или иной выход из ситуации, сложившейся в результате отказа от поспешного подписания соглашения об ассоциации с ЕС. Начнём с того, что этот кризис можно было не создавать: ни избиратели Януковича, ни сторонники ПР не являются сторонниками данного внешнеполитического вектора. Если бы в самом начале этого процесса правительство обошлось бы без ненужного волюнтаризма, не делало бы демонстративных заявлений, то, возможно, всего того, что произошло в Украине в последние месяцы, вообще бы не было.
Но даже после того, как кризис разразился, возможностей выйти из ситуации без потерь у «донецких» было множество. Достаточно было избрать один курс и придерживаться его.Разогнать безобидный «студенческий майдан» на площади Независимости лишь с тем, чтобы затем дать собраться многотысячному «майдану» там же, но уж с гораздо более радикальной программой. Предпринять две попытки штурма уже этого, многочисленного митинга и ни одну из них даже не попытаться довести до конца. Арестовать множество участников массовых беспорядков, но лишь с тем, чтобы их вскоре амнистировать. Наконец, щедро залить кровью киевские улицы, и лишь для того, чтобы спустя несколько дней подписать позорную капитуляцию.
То, как «донецкие» совершенно нелогично проявляли твёрдость и жестокость там, где она не нужна, сразу становясь мягкими и уступчивыми там, где, напротив, требовалось проявить решительность, многим казалось совершено необъяснимым. Объяснения искали разные: то придумывали некие адские интриги, которые якобы замышляют «донецкие», то видели в происходящем отголоски неких тектонических процессов внутри самого клана. А настоящее объяснение оказалось простым: у «донецкого колосса», как оказалось, нет ни ума, ни совести, ни смелости. Был только имидж, но и его хватило ненадолго.
Когда всего две недели назад арестованный «донецкими» одесский нардеп Игорь Марков со скамьи подсудимых призвал «регионалов» покидать ряды партии и фракции, многие посчитали это бравадой. Но сегодня казавшаяся монолитной глыба Партии регионов начинает расползаться, как ком гнилого теста: «регионалы» уже потеряли (за счёт бегства тех, кто осознал, что игра проиграна!) большинство в Верховной Раде. Начали покидать alma mater и наши, одесские члены ПР. И очевидно, что это лишь начало: после того, как Виктор Янукович по сути и по форме подписал полную и безоговорочную капитуляцию (разве что, возможно, с некими личными гарантиями неприкосновенности для узкого круга лиц), бегство «регоналов» примет совершенно лавинообразный характер.
Предвидение? Скорее слова человека, видевшего «донецких» в естественной среде обитания. Ещё раньше Марков заявлял, что единство Партии регионов держится исключительно на страхе. Но тигр оказался бумажным, страх ушёл — и система посыпалась.
Можно ли считать это победой оппозиции, победой «Евромайдана»? Безусловно, да. Руководители протеста без особого смущения пролили кровь одураченных ими людей, чтобы этой кровью провести черту, через которую «донецкий монстр» окажется неспособным перешагнуть. Янукович испугался большой крови, когда счёт погибшим пойдёт уже не на десятки, а на тысячи. Оппозиция оказалась менее чувствительной к таким вещам — и победила.
«Донецкого исполина» больше нет. А точнее, его никогда на самом деле и не существовало: это был миф, мираж, фикция, чудовище из-под кровати, бармалей, которым «регионалы» небезуспешно пугали тех, кого им надо было напугать.
Те, кто сегодня призывает «сплотиться для защиты законной власти», не менее преступны, чем те, кто в 1945-м году призывал немцев «сражаться до последней капли крови» за Гитлера, уже пустившего себе пулю в лоб в берлинском бункере.
В последние годы политическое мироощущение граждан Украины вообще и одесситов в частности определялось их отношением к «донецким». Одни были готовы мириться с ними, надеясь, что, запустив лапу в их карман, «донецкие» не тронут хотя бы их душу и, более того, не подпустят к рычагам властного паровоза тех, кого интересует как раз переделка душ «неправильных украинцев». Другие, напротив, предпочитали скорее смириться с памятниками Бандере, чем с «донецкими» и их повадками.
Теперь этой проблемы больше нет. «Донецкие» больше не актуальны. Настало время одесситам подумать о себе.
Автор: Юрий Ткачёв
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.