Мир тесен

суббота, 29 октября 2016 г.

ПО 12 ЧАСОВ БЕЗ СВЕТА И ПЫТКИ ВОДОЙ. ОПУБЛИКОВАНО ПРИЗНАНИЕ УЗНИКА ТАЙНОЙ ТЮРЬМЫ СБУ

ПО 12 ЧАСОВ БЕЗ СВЕТА И ПЫТКИ ВОДОЙ. ОПУБЛИКОВАНО ПРИЗНАНИЕ УЗНИКА ТАЙНОЙ ТЮРЬМЫ СБУ

Левый активист Андрей Соколов, который был задержан СБУ сразу после освобождения в зале суда, рассказал, как несколько месяцев провел в подвале СБУ в Мариуполе

По словам Красимира Янкова из Amnesty International, правозащитникам известны десятки людей, которые "некоторое время тайно и незаконно содержались в мариупольском СБУ и потом были обменяны в ДНР". Большая часть случаев относится к концу 2014-го и началу 2015 года, пишет "Медиазона".

По словам Соколова, после суда его заперли в подвальном помещении здания СБУ. "Через коридор напротив него помещение бывшей оружейки, это второе место, где держат. Еще там рядом с туалетом есть крохотная конура, где бойлер стоит, вот там тоже меня запирали", — рассказал он и показал четки из гильз, которые собрал в тире, и бумажные мишени с отверстиями от пуль. На одной из них изображен командир ополченцев Игорь Гиркин (Стрелков), приставивший пистолет к голове девочки, — пишут «Вести».

В заключении Соколова практически не обыскивали, говорит он, поэтому забрать с собой "сувениры" из подвала не составило труда.

"Дверь постоянно держали закрытой, выводили меня два раза в сутки, утром и вечером, — описывает Соколов условия в своей тюрьме. — Я набирал чистую воду, выливал мочу из банок, вечером иногда раз давали возможность помыться в душе. Это 20-метровый тир, там места много, но вентиляции там почти нет. Это подвальное помещение, в нем нет ни одного окна. О том, день или ночь, я узнавал только по тем часам, которые я с тюрьмы с собой взял. Хорошо, что у меня был радиоприемник с собой, который я в тюрьме слушал, без него бы крыша съехала".

По словам Соколова, он просил сотрудников СБУ связаться с его адвокатом, чтобы тот мог передавать продукты, но они отказались. Охранники два раза в неделю сами покупали и приносили ему еду.

Бывший заключенный показал одну из записок со списком покупок: белый хлеб, морковь, редис, сало, молоко, майонез, мука, яйца, повидло. На обороте листочка: "Тир. Соколову А.В. Продукты купить". Сохранил он и наклейки со штрих-кодом, которые срывал с упаковок продуктов, принесенных его тюремщиками. На них виден логотип магазина "Велика Кишеня" — в Мариуполе эта сеть владеет только одной торговой точкой на улице Энгельса, в паре домов от здания СБУ. Даты упаковки купленных для россиянина овощей — от 30 июля до 5 октября.

Впрочем, иногда еду не приносили, уточнил Соколов: "Там нормальное явление было, что день или два забывали принести еду. Я какие-то остатки пытался растягивать. Потому что тот человек, который должен принести еду, по каким-то делам уехал из города. Было несколько случаев, когда нормальные эсбэушники, которые меня охраняли, за свой счет покупали батон хлеба". На День независимости, который Украина празднует 24 августа, охранники принесли арбуз. Соколов улыбается: "Единственный раз за все это время арбуз поел".

Однажды в подвале перегорели все лампочки, и хотя заключенный поднял шум на все здание, к нему так никто и не спустился. "Я где-то 12 часов без света пробыл, из щелей был маленький лучик и все. Первый раз в жизни с этим столкнулся, крыша начинает сдвигаться конкретно. Моральное угнетение такое, что паника, паника начинается. А им просто лампочку лень было дать. Лень подойти было", - рассказал он.

Полгода пленник сидел в одиночестве — сначала в тире, потом в пустой оружейной комнате, куда его перевели после попытки побега. Только однажды к нему на четыре дня подселили человека по имени Егор Ежов. По словам Соколова, Ежова задержали из-за того, что тот работал охранником суда в ДНР. Освободившись, Ежов позвонил адвокату Довженко и рассказал, где находится его подзащитный. Но в СБУ на все запросы защитника отвечали, что Соколова у них нет.

"Надевают на лицо тряпку и льют из бутылок воду"

Андрей Соколов рассказал, что несколько раз при нем в подвал приводили задержанных, чтобы допросить их с применением насилия.

"Меня в это время выводили как раз вот в эту каморку, потому что в тире не было видеокамер, это было большое помещение, и его использовали, чтобы допрашивать или избивать людей, — говорит он. — Двух человек я точно видел. Один молодой парень, другой более взрослый человек, и к ним применяли определенные меры воздействия".

Он вспоминает, что слышал крики и звуки ударов, а когда его снова заперли в тире, видел скамейку посреди помещения, вокруг которой оставалась лужа, валялись пластиковые стяжки для рук, бутылки с водой и тряпки. Пытки, которые, по его мнению, происходили в тире, Соколов представляет себе так: "Во время допросов они скамейку ставили где-то посередине, человека, я так понимаю, с руками, связанными за спиной пластиковыми стяжками, кладут — руки за спину — на эту скамейку. Я так понимаю, там два человека пытали. Скорее всего, один держит руки-ноги, а второй надевает такую тряпку на лицо. И из бутылок с водой начинают лить на лицо, человек начинает задыхаться, это болезненно очень, но синяков не оставляет. Вот я видел, как после этой процедуры человека выводили в туалет, чтобы помыть, у него лицо было в рвоте, он там, наверное, сознание терял. Пытка водой, короче говоря".

"За мою жизнь и здоровье никто не отвечал"

Теперь Андрей Соколов намерен судиться с Украиной в ЕСПЧ и готовит иск о незаконным содержании под стражей.

"Опасность не в том, что там меня хорошо или плохо кормили, или что на прогулку меня не водили, — отметил он. — Опасность в том, что за мою жизнь и здоровье никто не отвечал. По этой причине я писал записки на видных местах, где указывал телефон и свои данные, надписи делал и в скрытых местах тоже, чтобы если что случится, хоть какая-то информация потом обнаружится. Я рассчитывал, что меня или все-таки поменяют, или не поменяют, и тогда все будет печально".

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.