В последние десятилетия все большее значение приобретает проблема идентичности. Это явление имеет общемировой характер. Для Русской цивилизации оно особенно актуально, учитывая те потрясения, которые нам пришлось пережить в ХХ веке. Но мы снова пытаемся обрести точку опоры, нащупав свою исконную – русскую – идентичность.
При этом возникает закономерный вопрос: а что же такое русскость и как ее определить? Спектр возможных взглядов на эту центральную проблему очень широк, но я отмечу две крайние позиции: 1. Русскость – это только гражданство. 2. Русскость – это только русская кровь. Первый взгляд чреват аморфным «россиянством» по факту наличия паспорта гражданина России. Второй взгляд чреват крайним национализмом с расовым уклоном («бей таких-то»). Оба взгляда из благих побуждений ведут к трагедии. Между тем даже в таком болезненном вопросе все обстоит очень просто, но для этого необходимо строго логически разложить все по по-лочкам. Предлагаю это сделать, используя категории Аристотелевой логики, блестяще изложенные также святым Иоанном Дамаскиным – одним из отцов Церкви. Итак, поскольку русскость относится и к отдельному человеку, и к обществу в целом, то необходимы два понятия: индивид и вид. Например, Павел, Петр, Андрей – это индивиды, а человек – это вид. Вид есть общее, индивид – частное. Вид заключает в себе индивиды и имеет бóльшую общность, т.к. обнимает многие индивиды. Если какая-то характеристика принадлежит одному виду, то называется свойством. Свойство есть то, что принадлежит одному виду, всему и всегда, и допускает обращение. Например, способность говорить. В самом деле, всякий человек способен говорить, и всякое существо, способное говорить, есть человек. Другой пример: паспорт гражданина РФ. В самом деле, всякий гражданин РФ имеет паспорт РФ, и всякий, имеющий паспорт РФ, есть гражданин РФ. Значит, для граждан РФ наличие паспорта РФ есть свойство. Однако существует и другая характеристика, которая называется акциденцией. Акциденция (лат. accidentia - случай) есть то, что характеризует многие предметы, в общем случае различающиеся по виду. Она может и принадлежать предмету, и не принадлежать ему. Например, если мы видим Ивана с голубыми глазами, то это индивид Иван, принадлежащий виду человек. Свойством будет все то, что всегда принадлежит человеческому виду, – наличие души, способность говорить и т.п. Акциденциями будут являться случайные признаки, не обязательные для всего вида: голубоглазость, курносость, кудрявость и т.п. В зависимости от того, чтó мы примем в качестве вида, мы будем получать разные свойства, и некоторые акциденции могут перейти в свойства. То есть то, что для более общего вида было случайным (акциденцией), для менее общего может стать свойством. Например, если для вида человек мужские половые органы являются акциденцией, т.к. у человека они могут быть, а могут и не быть, то для вида мужчина – свойством, ибо без них нельзя принадлежать к виду мужчина. Теперь применим эти категории к проблематике русскости, понимая под нею такое состояние, когда человек является кирпичиком Русской цивилизации, носителем русского цивилизационного кода (я пытался очертить его в статье «Кто мы? (наша идентичность)), строителем великого Русского государства. В этом смысле выполнить анализ того, как к русскости от-носятся кровь и культура, совсем просто. Итак, чтó для вида русский есть русская культура? Очевидно, что, не принадлежа к русской культуре, русским быть невозможно. Но означает ли принадлежность к русской культуре принадлежность к виду русский? Да, означает, об этом свидетельствует вся наша история: все те, кто принадлежал к русской культуре, ощущал общность судьбы и чувствовал себя одним целым с Русским народом, всегда считались русскими вне зависимости от происхождения. Итак, поскольку принадлежность к русской культуре принадлежит виду русский и допускает с ним обращение, то являетсясвойством (см. определение). Чем же будет для вида русский такая характеристика, как «русская кровь»? Означает ли наличие «русской крови» принадлежность к виду русский? Не обязательно. Например, если русские родители уехали в США и там у них родились и выросли дети, то эти дети будут уже почти американцами, а у их детей русского совсем не останется. Значит, наличие «русской крови» не обязательно означает принадлежность к виду русский, а может принадлежать и другому виду. Поставим теперь вопрос иначе: возможно ли, что русский не имеет «русской крови»? Да, возможен. Об этом говорят многочисленные случаи, когда представители наших малых этносов и народов становились русскими, не имея по происхождению «русской крови» (например, Сталин). Итак,поскольку наличие «русской крови» может и принадлежать представителю вида русский, и не принадлежать ему, то является акциденцией (см. определение). Таким образом, мы установили, что для русских принадлежность к русской культуре – это свойство, без которого не может быть русского, а русская кровь – акциденция, которая может быть, а может и не быть. Акциденция весьма вероятная, равная доле в Русском народе людей «русской крови». Но – акциденция. Это хорошо видно на примере местных либералов-общечеловеков, которые, родившись и выросши здесь, к Русскому народу не принадлежат (хотя демагогически радеют за Русский народ). Интересно и важно также то, что принадлежность к русской культуре и Русскому народу, которую мы установили как свойство вида русский, допускает обращение с определяемым нами видом русский. В самом деле, русский – это человек, который принадлежит к русской культуре и сознает себя частью Русского народа. Верно и обратное определение: если человек принадлежит к русской культуре и сознает себя частью Русского народа, то он – русский. А значит, приведенная формулировка есть совершенное определение, ибо совершенство определения заключается в его способности к обращению. На этом основании можно дать следующее определение русскости: русским является человек, принадлежащий к русской культуре и сознающий себя частью Русского народа. Это важнейший вывод, который получен строгим логическим пу-тем, подкрепленным святоотеческим преданием. Интересующихся деталями отсылаю к «Философским главам» св. Иоанна Дамаскина http://aleteia.narod.ru/damaskin/dialektika.htm (первые 17 глав, особенно - пятая). Обратите внимание: в определении русскости нет «русской крови». Это – акциденция. В силу этого «степень русскости» никоим образом не зависит от происхождения, на чем паразитируют националисты с расовым уклоном, оправдывая свою радикальность большим числом мигрантов. При этом я вовсе не поддерживаю бесконтрольную «трудовую миграцию», усиливающую межэтническую напряженность. Но отношение к приезжим должно зависеть не от того, где они родились (ибо это не препятствует тому, чтобы стать русским), а только от того, как они относятся к русской культуре. Отношение же к русской культуре не является прямым следствием их происхождения, а обусловлено многими сопутствующими факторами, в том числе – тяжелым духовно-нравственным состоянием самого Русского народа. После всех катастроф ХХ века мы сами подзабыли родную культуру. Так чего же мы хотим от приезжих? Никоим образом не снимая с них ответственности, все же считаю важнейшим делом возвращение нас самих к своим корням, и прежде всего – к Православной Вере. Русское государство с самого начала своего существования имело имперский полиэтнический характер. Таковым оно было, таковым оно должно быть. Именно это всегда и привлекало к нам наших соседей, становившихся своими и расширяющих наше Отечество. И если мы хотим возрождения, мы обязаны самым глубинным образом возвращаться в лоно родной куль-туры. Только укрепляясь в собственной идентичности, можно рассчиты-вать на возрождение Святой Руси, которая объединит все наши этносы и народы. Евгений Чернышев, Донецк http://vk.com/e_chernyshev |
воскресенье, 30 июня 2013 г.
РУССКИЙ - КРОВЬ ИЛИ КУЛЬТУРА?
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.