Мир тесен

пятница, 11 октября 2013 г.

Евроинтеграция на примере Прибалтики


6812Сразу после выхода из СССР страны Балтии поставили перед собой амбициозные экономические цели. Так Эстония намеревалась стать «северным Гонконгом», а Латвия – «северной Швейцарией». Период 1992-2007 года создавал ощущение, что так оно и будет. Государства Балтии все чаще стали именовать «прибалтийскими тиграми». Однако, начиная с 2008-го, стали очевидны плачевные результаты экономического роста в долг. ЕЦБ отказался поддержать кредитами банковские системы стран Балтии. И они «легли». Следом, по принципу домино, легла вся экономика, выращенная на кредитах европейских и американских банков. Сам процесс падения имел более глубокие корни. Финансовый кризис лишь обнажил то, что подспудно вызревало годами независимости балтийских государств.
Вот статистика падения экономик «прибалтийских тигров» с 2008 по 2012 год.
Латвия суммарно потеряла 77% от годового объема производства в докризисный период. Литва — 44%. Эстония – 43%.
Что было
На момент распада Союза прибалтийские республики имели самые лучшие стартовые условия для перехода на рыночные отношения.
Так, в 1970—1980-е годы они лидировали по объему инвестиций в основной капитал на душу населения. Эстония по этому показателю занимала первое место в СССР. За ней следовали Латвия и Литва.
В тот же период Украина по этому показателю отставала от общесоюзных на 25%, Армения – на 26%, Азербайджан – на 35%.
В результате к 1990 году в прибалтийских республиках доля населения, имевшая официальный доход более 300 рублей, была максимальной. В Эстонии – каждый пятый житель зарабатывал больше. В Латвии – каждый шестой. В Литве – каждый седьмой. Для сравнения, в целом по Советскому Союзу, показатель был на уровне 8,8 %. То есть, даже не каждый двенадцатый имел доход свыше 300 рублей. А что такое было в СССР иметь зарплату более трех сотен в месяц? Все равно, как теперь иметь в 2000 евро.
Минимальным был уровень бедных, по советским меркам. К их числу относили тех, чей месячный доход был менее 75 рублей.
Доля населения с таким доходом в Эстонии и Латвии не превышала 1%, а в Литве была чуть больше — 1,2%.

Что стало
За годы советской «оккупации» в странах Балтии был демографический бум. Только в Литве за полстолетия население выросло на миллион – с 2,7 до 3,7 млн. человек. А начиная с 1990 – сократилось более чем на 600 тысяч. Такой убыли не наблюдалось в период войны и сталинских репрессий. Начиная с 2004 года, момента вступления в ЕС, в Балтии другой бум. Миграционный.
По данным Евростата, средняя зарплата граждан Прибалтики ниже пособий по безработице в Европе. И тот же эстонец, в Финляндии, за аналогичную на родине работу, может получить в пять раз больше, чем дома.
Такая ситуация привела к тому, что только за 2012 год из Ида-Вируского уезда Эстонии выехало в Финляндию более восьми тысяч человек. При населении уезда в 200 тысяч. А ведь эти восемь – самые трудоспособные и социально активные. И, безусловно, как только они устроятся на месте, то за собой потянут десятки тысяч родственников. Кто же останется в уезде через пять-десять лет?
В Литве еще хуже. Шведский социолог, профессор Чарльз Вулфсон подсчитал, что за годы независимости из Литвы выехал каждый пятый трудоспособный литовец. И процесс «эвакуации» продолжает набирать темпы.
По оценкам местных экспертов, если такие темпы «бегства» из «прибалтийских тигров» сохранятся в ближайшие годы, то Балтию ждет демографическая катастрофа. За которой последует социальная. Отток наиболее трудоспособных через два десятилетия приведет к тому, что тамошним пенсионерам не из чего будет платить пенсии.
Если до 2008 года трудовые мигранты активно отправляли денежные переводы родным домой, то теперь предпочитают вывозить домочадцев к себе. А что им делать на депрессивной родине?
Евростат, анализируя положение домохозяйств в Эстонии, пришел к выводу, что две трети относятся к числу беднейших и четверть – к бедным. Статус домохозяйств определялся в зависимости от покупательской способности с учетом эквивалентного дохода. Эстонию в этом «чемпионате» нищих обогнали лишь Болгария и Румыния.
Благополучными, по евромеркам, оказались лишь 3% эстонских домохозяйств.
Неутешительны данные Евростата о почасовой заработной плате в Латвии по итогам прошлого года. В сравнении она составляла четверть средней зарплаты по еврозоне в целом, треть, от средней в Испании. И половину – от усредненной, португальской.
Миграционное бегство усугубляется резким падением рождаемости. Свидетельствует руководитель кафедры статистики и демографии факультета экономики и управления Латвийского университета Петерис Звидриньш: «В конце 1980-х годов рождаемость показывала большие плюсы. Для сравнения: в 1986/1987 годах новорожденных в Латвии было по 42 тысячи, а в 2011 году – только 18 тысяч… Теперь мы отброшены к самому низкому пункту в истории Латвии, когда на одну женщину в среднем рождается 1,1 ребенка. Смена поколений происходит только на 60%».
По расчетам руководителя Международного бюро организации миграции Илмара Межс, население Латвии через четыре поколения будет насчитывать полмиллиона человек. Это – предвестник скорого исчезновения латышей с этнической карты мира.
Картину «благоденствия» в странах Балтии можно дополнить некоторыми полезными цифрами. При среднем доходе обычного труженика в 400-700 евро, стоимость коммуналки – 250-300.
Особо впечатляет «доступность» медицины. Поход к врачу – 100-200 евро. Сутки на больничной койке – 86 евро. Сутки интенсивной терапии в больнице – 800 евро. Любые операции – от 3000 евро.
Правда, можно воспользоваться бесплатной медициной. Если успеете. Потому как попасть к врачу на бесплатный прием можно только по очереди. А она – от трех месяцев до двух лет.
Когда в странах Балтии шла рекламная кампания по вступлению в ЕС, то местные политики предвещали расцвет сельского хозяйства. Еще бы: и качество высокое, и цены низкие. По законам свободного рынка страны ЕС должны были наводнить продукты от прибалтийских фермеров. Однако в Брюсселе рассудили иначе. Там решили поддержать собственных сельхозпроизводителей. Не рыночно. Административно. Крестьянам Балтии предложили сделку: вы отказываетесь от собственного производства и продаж, а мы вам – 1500 евро ежегодной компенсации. За несколько лет такой политики на условия «евросоюзников» стали соглашаться целыми селами. А за продуктами теперь – исключительно в супермаркеты.
И если раньше фермерские семьи были самыми многочисленными, то теперь надобность рожать отпала. Ведь по вековой традиции в крестьянских семьях каждый рожденный ребенок – будущий работник своего домохозяйства. И чем больше детей, тем крепче в перспективе хозяйство.
По мнению местных экспертов, если правительства стран Балтии не найдут ресурсов стимулировать экономический рост и рождаемость, то через 50 лет эстонцев, латышей и литовцев можно будет заносить в Красную Книгу. Исчезающих народов Европы. Такова цена. Евроинтеграции.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.