Мир тесен

четверг, 6 февраля 2020 г.

Пионер российского кино, продюсер и кинопромышленник Александр Ханжонков был уроженцем Донбасса. Он родился в поселке Верхне-Ханжёновском (ныне часть города Макеевка) в семье сотника Донского казачьего войска. В молодости он сам служил в привилегированном 1-м Донском казачьем полку. В 1905 вышел в отставку в чине подъесаула, и уходит в кинобизнес. Поначалу он был пайщиком российского филиала французской студии «Гомон», затем основал свою студию в Москве. В заявлении в Московскую купеческую управу было указано, что торговый дом «Ханжонков и Ко» будет заниматься «торговлей кинематографическими лентами, волшебными фонарями, туманными картинами, различными машинами и приборами для фабрикации всех этих предметов». Вначале студия Хпанжонкова занималась кинохроникой и прокатом зарубежных лент, но в 1909 на ней был снят первый художественный фильм «Драма в подмосковном таборе цыган». С 1911 со студией Ханжонкова начинает работу звезда русского немого кино Иван Мозжухин. В том же году на студии выходит первый в России полнометражный фильм на патриотическую тематику «Оборона Севастополя». В 1912 на студии Ханжонкова выходит первый в мире мультфильм в технике объемной анимации «Прекрасная Люканида или Война усачей с рогачами». Этот мультфильм о войне жуков был пародией на великосветские драмы, его снял пионер русских спецэффектов Владислав Старевич. Лондонская газета писала об этом фильме: «Как всё это сделано? Никто из видевших картину не мог объяснить». К началу 1912 студия Ханжонкова стала акционерным обществом с капиталом в полмиллиона рублей. Ханжонков активно пропагандировал русское кино, издавая журналы о кино «Вестник кинематографии» и «Пегас». Кроме того на студии снимались просветительские фильмы, в фильме «Пьянство и его последствия» Иван Мозжухин талантливо изображал больного белой горячкой, сражающегося с чертями (спецэффекты Владислава Старевича). Весной 1917 Ханжонков организовывает в Крыму, в Ялте «русский Голливуд» (затем Ялтинская киностудия). В годы гражданской войны Ханжонков продолжает работать в Крыму, после поражения белых, он вместе с ними эвакуируется в Константинополь, пытается возобновить кинопроизводство в Австрии и Италии. В 1923 по приглашению советской стороны, он возвращается в Россию, работал консультантом Госкино, затем заведующим производством «Пролеткино». В 1926 на этой студии раскрываются финансовые злоупотребления, Ханжонков был арестован, несмотря на то, что он был непричастен к махинациям и выпущен вскоре на свободу, в кино ему работать запретили. Здоровье Ханжонкова резко ухудшилось, он поселился в Ялте, где жил в бедности и забвении. В 1934, отчаявшись Ханжонков написал письмо руководителю советской киноиндустрии Шумяцкому, в котором указал на свое бедственное положение. «Передо мною остаются лишь перспективы на дальнейшее ухудшение здоровья, вызываемого постоянною нуждой, и в конечном итоге – смерть от недоедания, на которую я здесь оказался обреченным вместе со своею женою». Письмо возымело действие, бывшему киномагнату назначили правительственную пенсию. В последние годы жизни он писал мемуары про первые годы русского кино. Годы нацистской оккупации Крыма провел в Ялте, будучи прикованным к креслу инвалидом. Умер 26 сентября 1945 и похоронен на Поликуровском кладбище в Ялте. Памятники Ханжонкову установлены в Макеевке, Ялте и Ростове.

Занимательное Донбассоведение.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.