Шандор Чикош, венгерский политик: «Я сторонник Крымской и Русских весен, потому что ненавижу несправедливость»
РОВНО ТРИ ГОДА НАЗАД ПАРЛАМЕНТ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ ПРИНЯЛ НОВУЮ КОНСТИТУЦИЮ ПОСЛЕ ВОСХОЖДЕНИЯ В СОСТАВ РОССИИ. В ЭТО ВРЕМЯ РУССКАЯ ВЕСНА БЫЛА В САМОМ РАЗГАРЕ — В ЛНР И ДНР НАЧАЛАСЬ АКТИВНАЯ ПОДГОТОВКА К ПРОВЕДЕНИЮ РЕФЕРЕНДУМА.
И ХОТЯ НИ ТОГДА, НИ ПОЗЖЕ ЭТИ СОБЫТИЯ НЕ ПОЛУЧИЛИ ОФИЦИАЛЬНОГО ПРИЗНАНИЯ СТРАН ЕВРОПЫ, МНОГИЕ ИХ РЯДОВЫЕ ГРАЖДАНЕ ПРОНИКЛИСЬ ДУХОМ РУССКОЙ ВЕСНЫ. О ТОМ, КАК В ВЕНГРИИ ОТНОСЯТСЯ К ЭТИМ СОБЫТИЯМ И О МНОГОМ ДРУГОМ ЖУРНАЛИСТАМИ ИА «КОММЕНТАРИЙ» РАССКАЗАЛ ВЕНГЕРСКИЙ ПОЛИТИК, ЭКС-СОТРУДНИК МИД ВЕНГРИИ ШАНДОР ЧИКОШ
—Вот уже три года, как Крым стал частью Российской Федерацией, как вы к этому относитесь?
— Что касается лично меня, то без всякого лукавства скажу — 16 марта 2014 г. был одним из самых счастливых дней в моей жизни. Я чуть ли не до слёз был тронут, видя большое счастье, ликование, огромное облегчение крымчан, с которым они встретили результаты референдума.
Я по двум причинам сторонник Крымской и Русской Весен. Первое – чувство справедливости. Ненавижу несправедливость – хоть на крест пойду, под украинский танк лягу, с гранатами! И в тот замечательный, незабываемый вечер мы были свидетелями столь редкого нынче торжества справедливости. Кроме этого, к тому времени я уже понимал, от какой смертельной опасности избавился тогда народ Крыма!
Горько, поэтому, сознавать, что такое счастье не досталось народу Донбасса. Сколько бы ни морочили мне голову сказками, рассчитанными на детей, но не смогу я понять, чем же народ Донбасса не заслужил такого счастья? Я огорчён, разочарован, возмущён, задет до глубины души такой вопиющей несправедливостью! Особенно в свете ужасных жертв, в свете массового героизма народа Донбасса, которым я восхищаюсь. Мне трудно устоять перед соблазном, несмотря на свои 67 лет, поехать в Донбасс, и вступить в ополчение. Кстати, за примерно такую фразу я был недавно забанен в Facebook на четыре дня.
— Вы следили за праздниками в честь возвращения Крыма? Может быть Вы сами организовывали какие-то акции, приуроченные к этим событиям?
Если сказать честно, мне было некогда наблюдать за празднествами. 5 марта мы участвовали в международной акции «Остановите геноцид населения Донбасса!» Кроме того, я стал организатором пикета в Будапеште, активно помогал в организации мероприятия — я переводил воззвание участников и организаторов с русского на английский. На это ушло несколько дней. Я ужасно отстал в своей основной деятельности: составления регулярных сводок о фронтах Донбасса. Поэтому, в этом году, мне и пришлось пройти мимо этих празднеств.
Обратил, конечно, внимание на знаменательное событие: визит глав Народных Республик в Крым и создание межгосударственного механизма по сотрудничеству между Россией и Донбассом. Это, конечно, большой шаг вперёд. Жаль только, что намерения российского руководства у меня вызывают скепсис и недоверие. Сколько раз меня – да и не только меня – обманывали за эти три года, что скажу честно: в искренность российского руководства я больше не верю. Посмотрим, что выйдет из этого. Будет ли, наконец, Россия серьёзно подходить к своим соотечественникам, которые – в отличие от украинцев – действительно «такие же русские, как мы».
Так вот, будет ли Россия, наконец, на равных сотрудничать со своими соотечественниками – или это очередной ход в рассчитанной на сто лет великой Шахматной Партии, где великий Гроссмейстер по-прежнему будет использовать народ Донбасса в качестве пешек? В связи с этим, меня настораживали слухи о том, что Путин тоже приедет в Крым, и встретится с двумя главами. Чего боится Владимир Путин? Своих западных «партнёров», которые то и дело, унижают его и Россию? Или негоже ему встретиться с лидерами непризнанных, почему-то ещё непризнанных, Республик. В 1707 г. царь Пётр Великий на равных сотрудничал с предводителем национального восстания Венгрии (1703-1711), князем Ференцем Ракоци. Они встречались в Варшаве и царь обещал помощь, которую, к сожалению, не смог оказать из-за вторжения шведов. Мятежная Венгрия ведь тоже не была никем признана, хотя мы и объявляли о низвержении с венгерского престола Габсбургов, провозгласили свою независимость, а Ракоци был избран «царствующим господарем» Венгрии.
— Изменилось ли отношение в венгерском обществе к событиям, происходящим в ЛНР и ДНР?
— Сомневаюсь, что люди у нас вообще знают о войне на Донбассе. По телевизору изредка что-то показывают, но только в «украинском варианте». Например, жилой дом в Донецке, который был обстрелян ВСУ, в новостях венгерского ТВ был перемонтирован в Авдеевку, «которую безжалостно обстреливают пророссийские сепаратисты».
Люди в Венгрии озабочены своими повседневными проблемами, поэтому политика их не интересует. Часть нашего общества до сих пор таит в себе обиду на русских: «за смерть своих близких» на советском фронте, «за русскую оккупацию», за «насаждение у нас коммунизма», «изнасилование женщин», отправку «сотен тысяч» венгров на принудительные работы в СССР (число таковых с 50 тысяч в 1989 г. возросло до 800 тысяч в наши дни), «подавление нашей революции и свободы в 1956 г.». Естественно, у таких людей борьба народа Донбасса никак не вызывает симпатии.
С другой стороны, однако, в венгерском обществе растёт разочарование в Западе, в его лицемерии. Растущее недовольство, вызвано бесцеремонное, порой, вмешательством Запада во внутренние дела Венгрии. Людям начинает импонировать жёсткий, твердый президент Путин, который не пасует перед Западом, и неуклонно отстаивает интересы и традиционные ценности своей страны. В людях, порой, начинается «раздвоение» — они по-прежнему ненавидят советское прошлое, но начинают восторгаться нынешней Россией.
В какой-то степени война на Донбассе также способствует этому. Кроме своей основной группы «Я из Донбасса! Я–одессит» стал создавать и «подгруппы». Одна из них называется «Мы на стороне России», которая создана пару месяцев назад. И сейчас я с удивлением и радостью замечаю насколько она стала популярной.
Это, конечно, заслуга и других порталов. И, что очень интересно, правые и особенно ультраправые газеты, порталы стали тоже всё решительнее публиковать статьи о правде, которых в других СМИ не найдёшь. Это всё, видимо, на фоне их антиамериканских, антизападных, антилиберальных чувств. И это только усиливается с тех пор как премьер-министр Виктор Орбан вступил в острый конфликт с евробюрократами в Брюсселе, которые навязывают Венгрии своё видение, свои порядки.
Жертвы западной пропаганды уже бьются в истерике, требуя пресечь «деструктивную агитации российских спецслужб» и выступая против «пророссийских сайтов». Понятное дело, что ещё никто никогда в истории не терпел такого морального крушения, какое эти навравшиеся дамы и господа потерпят, когда правда выйдет наружу. После падения хунты, естественно.
— Как Вы относитесь к временному признанию РФ документов ЛДНР?
— Примерно также, как и к интеграционному комитету «Россия–Донбасс», со скепсисом и «осторожным оптимизмом». Признание документов – это, конечно, важнейший шаг к признанию государственности какого-то субъекта. Но я уже сильно сомневаюсь в искренности намерений тех, которые последние годы досаждали народу Донбасса разговорами о необходимости его «депортации» обратно, под ненавистное украинское иго.
Сказано – это временная мера. Те, кто всякий раз успешно пудрит нам мозги, поспешили и на этот раз «объяснить», что эта самая «временность» заставит хунту образумиться и приступить-таки к исполнению минских соглашений. Но как бы не получилось так, что ради очередных «чудесных переговоров» или какой-либо сделки, эта мера была отозвана! Одним словом: поживем, увидим дальнейшую судьбу документов ЛНДР.
— Расскажите, пожалуйста, о последних мероприятиях, которые проходят у Вас относительно ситуации на Юго-Востоке Украины? Какие акции Вы планируете провести в ближайшее время?
— У нас ещё нет такой слаженной команды, которая позволила бы чаще проводить акции. Да и интерес к выступлениям по данной тематике – как уже об этом говорилось выше – весьма ограничен.
Мы присоединились к международной акции солидарности «Останови геноцид населения Донбасса». В первую годовщину «Одесской Хатыни» мы пикетировали украинское посольство. На год позже пришло в два раза меньше людей. Таких враждебных эксцессов, как в других столицах, в Будапеште не было. Напомню, в Софии гудками и свистами подавляли молитву православного батюшки. А в Варшаве и Кишинёве власти вовсе сорвали мероприятие. В этом году к годовщине «Одесской Хатыни» мы также планируем провести пикет у украинского посольства.
http://lugansk.site/vengerskiy-politik-shandor-chikosh-ya-sto/