Мир тесен

вторник, 24 февраля 2015 г.

Почему Чайковский плевал на Европу


Почему Чайковский плевал на Европу

Малоизвестные факты из жизни великого русского композитора
Почему Чайковский плевал на  Европу. Малоизвестные факты из жизни великого русского композитора
Мы хорошо знаем музыкальные произведения Петра Ильича Чайковского, которые сопровождают русского человека с самого рождения. Но каким был композитор в обыденной жизни? Чем увлекался? Что заботило музыканта? Что занимало его внимание в свободное от сочинительства время?

О Чайковском написано много. Главным образом потому, что Петр Ильич был очень общительным человеком. Сотни его современников могут похвастаться тем, что состояли в переписке с гением. Общение только с одной Надеждой фон Мекк, меценаткой и большой поклонницей таланта композитора, вылилось в более чем 1200 писем. Многие из хороших знакомых и близких друзей Чайковского позднее опубликовали воспоминания. Весьма трогательный дневник вел даже слуга Петра Ильича Назар Литров.
Маленький Пьер был очень ранимым мальчиком. Когда нужно было учиться, часто ленился, но однажды гувернантка-француженка Фанни Дюрбах посетовала на то, что ленивые дети подводят своего отца, который много работает, чтобы оплатить их учебу. Эта мысль так запала мальчику в душу, что он прорыдал всю ночь, а потом долго пытался объяснить гувернантке, что вовсе не хотел расстроить папеньку.

На снимке: семья Чайковских в 1848 году. Крайний слева - будущий композитор П.И.Чайковский. Сидят слева направо: мать композитора Александра Андреевна Чайковская, сестра - Александра, брат - Ипполит, отец - Илья Петрович Чайковский, стоят сестра - Зинаида и брат - Николай. 1848 г. Из фондов Дома-музея П.И.Чайковского в Клину /РИА Новости

Дети в семье Чайковских занимались с утра до вечера. Минуты отдыха были редкими, потому француженка считала, что в это время дети должны активно двигаться. Но Петя на перемене бежал к фортепиано, и гувернантке приходилось буквально отгонять мальчика от музыкального инструмента. Впрочем, тот и не спорил. Хорошо еще, что учительница совсем не отбила у него охоту играть на фортепиано.

На снимке: гувернантка композитора Петра Ильича Чайковского Фанни Дюрбах (1822–1895). Из фондов Дома-музея П.И.Чайковского в Клину /РИА Новости

По свидетельству мадам Дюрбах, мальчик Петя очень любил свою страну. Однажды она застала его за таким занятием. Будущий композитор склонился над картой и целовал территорию России, тогда как на Европу презрительно плевал. Гувернантка попыталась убедить своего воспитанника в том, что он поступает некрасиво. На что Петя лукаво заметил, что, когда он плюет на Европу, то Францию прикрывает ладошкой.
Спустя много лет, находясь за границей и тоскуя по родине, Чайковский напишет: «Я еще не встречал человека, более меня влюбленного в матушку Русь. Я страстно люблю русского человека, русскую речь, русский склад ума, влюбленный человек любит не потому, что предмет его любви прельстил его своими добродетелями, он любит потому, что он не может не любить…»
В зрелые годы Петр Ильич оставался скромным и стеснительным. Он испытывал некоторую неловкость всякий раз, когда в обществе появлялись незнакомые ему люди. Один художник, писавший портрет композитора, вспоминал, что Чайковский во время сеансов просил удалить из кабинета посторонних. Петр Ильич признался живописцу, что, даже когда дирижирует, немного робеет, потому перед выступлением обычно выпивает коньяку.
Нельзя сказать, что Петр Ильич имел проблемы с алкоголем. Но человеком он был тактичным, потому, когда его принимали в Грузии и, как водится, обильно потчевали, то гость не всегда находил в себе силы отказаться от угощения. Да и как можно отказаться от настоящего грузинского вина! Однако на следующий день в дневниковых записях Чайковский бранил себя за невоздержанность и жаловался на ужасное состояние.
Любопытно характеризует Чайковского то, каким образом он пристрастился к курению. Было это еще в училище, в старших классах, где собственно курить строго воспрещалось. Однако воспитанники дымили вовсю при любой возможности. В классах, в спальне, в форточку. Как признавался сам Петр Ильич, именно чувство постоянной опасности и поддерживало в нем интерес к табаку.
Чайковский никогда не боялся показаться неумным. С детства не давалась ему математика. Потому, когда однажды на одном из вечеров профессора Бугаева попросили разъяснить присутствующим смысл интегралов и дифференциалов, Петр Ильич долго слушал выступающего, а потом воскликнул: «Неужели есть на свете люди, которые действительно это понимают!»
Автор «Щелкунчика» и «Спящей красавицы» был человеком настроения, но детей обожал. Потому будучи в гостях у приятеля играл польки и вальсы по первому требованию несмотря на статус признанного гения. И вообще очень легко заводился и принимал участие во всех забавах и розыгрышах.

На снимке: композитор Петр Ильич Чайковский (в центре) с первыми исполнителями партий Германа и Лизы в опере «Пиковая дама» Николаем и Медеей Фигнер/Фото: ТАСС

Ну и конечно, Петр Ильич всегда был готов прийти на выручку своим коллегам. На генеральной репетиции «Пиковой дамы» присутствовал сам Александр III. Однако случился грандиозный конфуз. У тенора Николая Фигнера лопнуло трико, выступать без которого было решительно невозможно. Пока ездили за новым трико, прошло больше часа. Все боялись, что раздраженный император покинет театр, так и не дождавшись начала репетиции. Наконец, Александр III поинтересовался – в чем же задержка? И тогда ему сообщили, что у певца лопнули штаны. Царь расхохотался, положение было спасено. Однако сразу после репетиции над тенором сгустились тучи. Дирекция угрожала Фигнеру увольнением. Чайковский отстоял певца.
Нельзя сказать, что Петр Ильич обладал каким-то невероятным чувством юмора. Но всю свою жизнь он откровенно ерничал над якобы благородным происхождением своей фамилии. Чайковский полагал, что гордиться следует не принадлежностью к аристократии, а честным именем. При этом композитор страшно сердился, когда при нем начинали говорить о польском происхождении его фамилии.
Приступы вспыльчивости у Чайковского дотошно фиксировал и уже упоминавшийся Назар Литров. По его свидетельству, когда Петр Ильич писал «Пиковую даму», то в иные минуты раздражался, кричал, что бросает сочинять музыку и уходит в каменщики. Правда, позднее возвращалось вдохновение, благодаря которому мы так и не узнали, каким каменщиком мог стать Чайковский.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.