Владимир Жарихин: Украинское руководство не хочет использовать свой шанс
Таможенный Союз? Как долго наше государство сможет усидеть на двух стульях? Как Кремль планирует выстраивать отношения с российскими и украинскими элитами? Эти и другие вопросы интернет-издание “Глагол” адресовало известному российскому политологу, заместителю директора Института стран СНГ Владимиру Жарихину.
- Не так давно Владимир Корнилов объявил о своём уходе с поста директора Украинского филиала Института стран СНГ. Вместо него директором назначен Денис Денисов. С чем связаны эти кадровые перестановки?
Эти кадровые перестановки связаны с личными обстоятельствами Владимира Владимировича Корнилова. Мы очень довольны были всегда его работой. Это его личный выбор, связанный с личными проблемами
Что касается Дениса Денисова, то он в течении нескольких лет работал заместителем у Владимира Корнилова. Как говорится, набирался ума и опыта, и я думаю, что он так же эффективно продолжит деятельность украинского филиала института стран СНГ.
- Не так давно Ваш институт провёл серию круглых столов, посвященных кризису русского движения на Украине. Есть ли отдача? Получили ли Вы ту пищу для ума, которая позволит России корректировать свою политику в отношении Украины?
Пищу для ума мы, конечно же, получили. Встречи эти были очень интересные, очень насыщенные. Сейчас мы обрабатываем результаты тех слушаний во многих городах Украины и постараемся представить наше мнение.
Действительно подтвердилось, что много проблем у русского движения в Украине. С налета, как говорится, их не решить. Что может быть нужно менять лозунги, направленность.
Эта направленность должна быть на максимальное сближение Украины с Россией и Белоруссией. Создание некоего блока в рамках СНГ. Где Украина могла бы играть одну из ведущих ролей.
- Что, на Ваш взгляд, мешает интеграции Украины в евразийское пространство? Почему, несмотря на очевидные выгоды, Украины до сих пор не вступила в Таможенный Союз?
Когда говорят об очевидных выгодах, говорят размыто. Не указывают, для кого. Для украинской экономики, для украинской промышленности, для украинских граждан это будут очевидные выгоды. А вот некоторые украинские олигархи, которые оказывают самое серьезное влияние на политику Украины, по всей видимости, не замечают этих выгод. А скорее, считают это не выгодным для себя. Или они усматривают какую-то выгоду для себя в той ситуации, в которой сейчас находится Украина – в ситуации двух разъезжающихся стульев, максимально долгое время постараться на них усидеть. Вы понимаете, что я имею в виду –разъезжающиеся стулья, это с одной стороны Евросоюз, а с другой – Евразийское экономическое объединение.
- Кто, на Ваш взгляд, заинтересован во вступлении Украины в Таможенный Союз и кто не заинтересован? На Украине и за её пределами?
В целом, я уже ответил на этот вопрос. В Таможенном союзе на Украине заинтересованы все, кроме группы нескольких олигархов, которые считают, что нужно демонстрировать верность европейскому выбору, чтобы не трогали их вклады в европейских банках и акции в оффшорных предприятиях.
- Украинские элиты: понимают ли в Москве, на Ваш взгляд, как с ними работать? На каких принципах выстраивать сотрудничество с украинскими ВИПами и ЛОМами?
В Москве понимают, что с украинскими элитами нужно работать так же, как и с российскими. Сколько бы не говорили про какие-то ментальные отличия, лично я никаких различий между ними не вижу. Наверное, правы те, кто говорит, что Украина – это то же самое что и Россия, только без газа и нефти. Если бы в России не было газа и нефти, то там была бы точно такая же политическая поляна, как и на Украине.
Другое дело, что российская власть не всегда умело работает и с российской политической и экономической элитой. Это факт. Но при этом не нужно забывать, что у нас такая специфическая ситуация: у нас древние страны, но молодые государства. И молодым государством является не только Украина и украинская политическая элита, но и Россия, и российская политическая элита. Нам всего по двадцать лет. Поэтому постепенно российская власть учится работать и с российской политической элитой, а следовательно, и с украинской.
- Информационная кампания по поддержке вступления Украины в Таможенный Союз практически не ведётся. Наблюдается интересная картина: противники вступления Украины в ТС знают о нём гораздо больше, чем сторонники. Последние выступают за вступление в ТС сугубо интуитивно, полагая, небезосновательно, что это «свои». Почему Россия и другие бенефициары вступления Украины в ТС пока что не проводят широкомасштабную кампанию по информированию населения Украины об основных выгодах вступления в ТС, на Ваш взгляд?
Отвечу не совсем политкорректно. Те цифры, которые приводит и Сергей Глазьев и многие украинские экономисты по поводу выигрыша Украины при вступлении в Таможенный союз (речь идет о девяти миллиардах долларов) – они правильные .Но они отражают только одну половину явления – если Украина выиграет эти девять миллиардов, то кто-то проиграет. Наверное, в первую очередь, это будет Российская федерация.
Россия проявляет сверхактивность по привлечению Украины в Таможенный союз и Евразийское экономическое пространство, что выглядит несколько странно. На мой взгляд, такую активность должны были бы демонстрировать те, кто выигрывает такие большие деньги, т.е., представители Украины.
Если внутри Украины не находится тех, кто бы активно пропагандировал вступление Украины в Таможенный союз или их не видно – то это проблема Украины. И значит она останется без этих девяти миллиардов долларов в год.
- Сможет ли Евразийский Союз состояться без Украины, как Вы считаете? Если завтра Украина подпишет соглашение об Ассоциации с Евросоюзом или даже вступит в ЕС — какой будет реакция в Москве, Минске, Астане?
Европейский союз – это 89% от экономики России. Вообще Россия и российская экономика состоялась. Может быть она с перекосами в сторону сырьевого сектора, но она состоялась. И поэтому Евразийский союз может состояться и без Украины. Он может иметь другую эффективность, может быть эффективность его будет ниже. Но он, безусловно, состоится.
Мне не очень понятно нежелание украинского руководства вступать в объединение, в котором есть страны, в которых заработная плата примерно в два раза выше, чем на Украине. Если Украина вступит, то произойдет некое выравнивание. Следовательно – повышение зарплат на Украине. А значит – и популярность украинского руководства.
Украинское руководство не хочет использовать этот шанс, а просто продолжает играться с подбором для себя наиболее слабого соперника в лице партии «Свобода» и Тягнибока. Только я не уверен, что он в итоге окажется настолько слабым.
- Внеблоковый статус Украины время от времени, на протяжении всей её недолгой независимой истории, оспаривается теми или иными политическими силами. Мы помним времена президента Ющенко, когда Украину усиленно тащили в НАТО, была развёрнута широкая пропаганда евроатлантизма. Базы НАТО в Харькове и Сумах, Донецке и Луганске, в непосредственной близости от российской границы — это из области фантастики или такой вариант гипотетически возможен? Ваше личное мнение?
Не надо пугать Россию базами НАТО в Харькове и Сумах. При современных вооружениях, базы в Харькове и Сумах мало чем бы отличались по эффективности от баз, которые находятся под Будапештом или под Прагой. И уж тем более, с странах Балтии.
Да, конечно же, России было бы очень неприятно. И дело даже не в военной целесообразности, а дело в моральной стороне. Жаль было бы чувствовать, что Украина оказалась по другую сторону баррикад. Оказалась в рядах потенциального соперника. Я не хочу даже произносить слово – противника.
В тоже время такой лоббизм – ай-ай, как Россия пропадет, когда Украина вступит в НАТО. Не волнуйтесь, не пропадет! И даже если на территории Украины окажутся военные базы – Россия найдет эффективные методы противодействия.
- Президент России Владимир Путин не так давно заявил, что с 2015 года граждане стран СНГ будут въезжать в Россию по загранпаспортам. Упрощённая система останется лишь для стран-участниц Таможенного Союза. Как Вы считаете, если Украины до 2015 года не вступит в ТС — возможно ли социальные потрясения в украинском обществе? Ведь не секрет, что у подавляющего большинства граждан Украины есть родственники в России. Усложнение процедуры пересечения границы, оформление недешёвого загранпаспорта — смогут ли они стать теми факторами, на Ваш взгляд, которые подтолкнут украинское руководство к вступлению снизу?
Мне из Москвы не так хорошо видно, готово ли украинское общество к социальным потрясениям при усложнении процедуры пересечении границы и получении загранпаспорта. Но раз звучат такие вопросы, я думаю, такие же вопросы должно себе задавать и украинское руководство.
И чтобы по примеру «оранжевой» не случилось «паспортной» революции – лучшим решением вопроса было вступление в Таможенный союз.
Но обвинять Россию, которая старается навести порядок на своих границах, которые совершенно прозрачны и мы видим миллионы нелегальных мигрантов, обвинять Россию в возможных социальных потрясениях на Украине было бы неправильно.
- Как долго, на Ваш взгляд, Украина сможет ещё просидеть на двух внешнеполитических стульях?
Я думаю, максимум, два года.
- Просчитываете ли Вы сценарии развития отношений Украины и России на ближайшие пять-десять лет? Какие из них считаете наиболее реальными?
Конечно же мы просчитываем сценарии. Они разные. С разной долей вероятности. Но обсуждение этих сценариев – не для открытой печати.
Что мешает Украине вступить в - Не так давно Владимир Корнилов объявил о своём уходе с поста директора Украинского филиала Института стран СНГ. Вместо него директором назначен Денис Денисов. С чем связаны эти кадровые перестановки?
Эти кадровые перестановки связаны с личными обстоятельствами Владимира Владимировича Корнилова. Мы очень довольны были всегда его работой. Это его личный выбор, связанный с личными проблемами
Что касается Дениса Денисова, то он в течении нескольких лет работал заместителем у Владимира Корнилова. Как говорится, набирался ума и опыта, и я думаю, что он так же эффективно продолжит деятельность украинского филиала института стран СНГ.
- Не так давно Ваш институт провёл серию круглых столов, посвященных кризису русского движения на Украине. Есть ли отдача? Получили ли Вы ту пищу для ума, которая позволит России корректировать свою политику в отношении Украины?
Пищу для ума мы, конечно же, получили. Встречи эти были очень интересные, очень насыщенные. Сейчас мы обрабатываем результаты тех слушаний во многих городах Украины и постараемся представить наше мнение.
Действительно подтвердилось, что много проблем у русского движения в Украине. С налета, как говорится, их не решить. Что может быть нужно менять лозунги, направленность.
Эта направленность должна быть на максимальное сближение Украины с Россией и Белоруссией. Создание некоего блока в рамках СНГ. Где Украина могла бы играть одну из ведущих ролей.
- Что, на Ваш взгляд, мешает интеграции Украины в евразийское пространство? Почему, несмотря на очевидные выгоды, Украины до сих пор не вступила в Таможенный Союз?
Когда говорят об очевидных выгодах, говорят размыто. Не указывают, для кого. Для украинской экономики, для украинской промышленности, для украинских граждан это будут очевидные выгоды. А вот некоторые украинские олигархи, которые оказывают самое серьезное влияние на политику Украины, по всей видимости, не замечают этих выгод. А скорее, считают это не выгодным для себя. Или они усматривают какую-то выгоду для себя в той ситуации, в которой сейчас находится Украина – в ситуации двух разъезжающихся стульев, максимально долгое время постараться на них усидеть. Вы понимаете, что я имею в виду –разъезжающиеся стулья, это с одной стороны Евросоюз, а с другой – Евразийское экономическое объединение.
- Кто, на Ваш взгляд, заинтересован во вступлении Украины в Таможенный Союз и кто не заинтересован? На Украине и за её пределами?
В целом, я уже ответил на этот вопрос. В Таможенном союзе на Украине заинтересованы все, кроме группы нескольких олигархов, которые считают, что нужно демонстрировать верность европейскому выбору, чтобы не трогали их вклады в европейских банках и акции в оффшорных предприятиях.
- Украинские элиты: понимают ли в Москве, на Ваш взгляд, как с ними работать? На каких принципах выстраивать сотрудничество с украинскими ВИПами и ЛОМами?
В Москве понимают, что с украинскими элитами нужно работать так же, как и с российскими. Сколько бы не говорили про какие-то ментальные отличия, лично я никаких различий между ними не вижу. Наверное, правы те, кто говорит, что Украина – это то же самое что и Россия, только без газа и нефти. Если бы в России не было газа и нефти, то там была бы точно такая же политическая поляна, как и на Украине.
Другое дело, что российская власть не всегда умело работает и с российской политической и экономической элитой. Это факт. Но при этом не нужно забывать, что у нас такая специфическая ситуация: у нас древние страны, но молодые государства. И молодым государством является не только Украина и украинская политическая элита, но и Россия, и российская политическая элита. Нам всего по двадцать лет. Поэтому постепенно российская власть учится работать и с российской политической элитой, а следовательно, и с украинской.
- Информационная кампания по поддержке вступления Украины в Таможенный Союз практически не ведётся. Наблюдается интересная картина: противники вступления Украины в ТС знают о нём гораздо больше, чем сторонники. Последние выступают за вступление в ТС сугубо интуитивно, полагая, небезосновательно, что это «свои». Почему Россия и другие бенефициары вступления Украины в ТС пока что не проводят широкомасштабную кампанию по информированию населения Украины об основных выгодах вступления в ТС, на Ваш взгляд?
Отвечу не совсем политкорректно. Те цифры, которые приводит и Сергей Глазьев и многие украинские экономисты по поводу выигрыша Украины при вступлении в Таможенный союз (речь идет о девяти миллиардах долларов) – они правильные .Но они отражают только одну половину явления – если Украина выиграет эти девять миллиардов, то кто-то проиграет. Наверное, в первую очередь, это будет Российская федерация.
Россия проявляет сверхактивность по привлечению Украины в Таможенный союз и Евразийское экономическое пространство, что выглядит несколько странно. На мой взгляд, такую активность должны были бы демонстрировать те, кто выигрывает такие большие деньги, т.е., представители Украины.
Если внутри Украины не находится тех, кто бы активно пропагандировал вступление Украины в Таможенный союз или их не видно – то это проблема Украины. И значит она останется без этих девяти миллиардов долларов в год.
- Сможет ли Евразийский Союз состояться без Украины, как Вы считаете? Если завтра Украина подпишет соглашение об Ассоциации с Евросоюзом или даже вступит в ЕС — какой будет реакция в Москве, Минске, Астане?
Европейский союз – это 89% от экономики России. Вообще Россия и российская экономика состоялась. Может быть она с перекосами в сторону сырьевого сектора, но она состоялась. И поэтому Евразийский союз может состояться и без Украины. Он может иметь другую эффективность, может быть эффективность его будет ниже. Но он, безусловно, состоится.
Мне не очень понятно нежелание украинского руководства вступать в объединение, в котором есть страны, в которых заработная плата примерно в два раза выше, чем на Украине. Если Украина вступит, то произойдет некое выравнивание. Следовательно – повышение зарплат на Украине. А значит – и популярность украинского руководства.
Украинское руководство не хочет использовать этот шанс, а просто продолжает играться с подбором для себя наиболее слабого соперника в лице партии «Свобода» и Тягнибока. Только я не уверен, что он в итоге окажется настолько слабым.
- Внеблоковый статус Украины время от времени, на протяжении всей её недолгой независимой истории, оспаривается теми или иными политическими силами. Мы помним времена президента Ющенко, когда Украину усиленно тащили в НАТО, была развёрнута широкая пропаганда евроатлантизма. Базы НАТО в Харькове и Сумах, Донецке и Луганске, в непосредственной близости от российской границы — это из области фантастики или такой вариант гипотетически возможен? Ваше личное мнение?
Не надо пугать Россию базами НАТО в Харькове и Сумах. При современных вооружениях, базы в Харькове и Сумах мало чем бы отличались по эффективности от баз, которые находятся под Будапештом или под Прагой. И уж тем более, с странах Балтии.
Да, конечно же, России было бы очень неприятно. И дело даже не в военной целесообразности, а дело в моральной стороне. Жаль было бы чувствовать, что Украина оказалась по другую сторону баррикад. Оказалась в рядах потенциального соперника. Я не хочу даже произносить слово – противника.
В тоже время такой лоббизм – ай-ай, как Россия пропадет, когда Украина вступит в НАТО. Не волнуйтесь, не пропадет! И даже если на территории Украины окажутся военные базы – Россия найдет эффективные методы противодействия.
- Президент России Владимир Путин не так давно заявил, что с 2015 года граждане стран СНГ будут въезжать в Россию по загранпаспортам. Упрощённая система останется лишь для стран-участниц Таможенного Союза. Как Вы считаете, если Украины до 2015 года не вступит в ТС — возможно ли социальные потрясения в украинском обществе? Ведь не секрет, что у подавляющего большинства граждан Украины есть родственники в России. Усложнение процедуры пересечения границы, оформление недешёвого загранпаспорта — смогут ли они стать теми факторами, на Ваш взгляд, которые подтолкнут украинское руководство к вступлению снизу?
Мне из Москвы не так хорошо видно, готово ли украинское общество к социальным потрясениям при усложнении процедуры пересечении границы и получении загранпаспорта. Но раз звучат такие вопросы, я думаю, такие же вопросы должно себе задавать и украинское руководство.
И чтобы по примеру «оранжевой» не случилось «паспортной» революции – лучшим решением вопроса было вступление в Таможенный союз.
Но обвинять Россию, которая старается навести порядок на своих границах, которые совершенно прозрачны и мы видим миллионы нелегальных мигрантов, обвинять Россию в возможных социальных потрясениях на Украине было бы неправильно.
- Как долго, на Ваш взгляд, Украина сможет ещё просидеть на двух внешнеполитических стульях?
Я думаю, максимум, два года.
- Просчитываете ли Вы сценарии развития отношений Украины и России на ближайшие пять-десять лет? Какие из них считаете наиболее реальными?
Конечно же мы просчитываем сценарии. Они разные. С разной долей вероятности. Но обсуждение этих сценариев – не для открытой печати.
Источник — интернет-издание «Глагол»: http://glagol.in.ua/2013/06/06/vladimir-zharihin-ukrainskoe-rukovodstvo-ne-hochet-ispolzovat-svoy-shans/#ixzz2VS2ZiAkH
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.