четверг, 11 декабря 2014 г.

Грани дефолта

Есть целые направления в украинской экономике, о которых подконтрольные режиму экономисты и эксперты даже не заикаются. Из экспертного сообщества они фактически превратились в пропагандистский рупор, призванный преувеличивать мнимые достижения режима и игнорировать его ошибки и преступления.
Среди табуированных тем – состояние дел частных компаний и муниципальные бюджеты. И там, и там начинается процесс массовых банкротств и дефолтов.
Начнём с наиболее крупных и известных фактов. «АвтоЗАЗ» практически закрылся, «Антонов» усиленно банкротится правительством Яценюка, «Южмаш» без российских заказов стоит, «Моторсич» также никому, кроме РФ оказался не нужен.
Но если вы думаете, что плохо только в промышленности, то вы глубоко ошибаетесь. Из десяти украинских аграрных компаний, акции которых торгуются на Варшавской бирже, девять показывают негативную динамику, и спрос на них упал в пять раз.
А агрохолдинг «Мрия», контролируемый Иваном и Клавдией Гута и обрабатывающий около 320 тыс. га в пяти областях на западе Украины, в начале августа не смог выплатить около 130 миллионов долларов по своим обязательствам. Международное рейтинговое агентство Fitch Ratings на днях подтвердило долгосрочный кредитный рейтинг в иностранной и национальной валюте агрохолдинга «Мрия» на уровне «RD» (ограниченный дефолт). Задолженность «Мрии» перед всеми финансовыми кредиторами к моменту объявления дефолта составила уже 1,3 миллиарда долларов. Во многих других компаниях ситуация не лучше.
В целом, как указывают мои коллеги, украинские компании должны выплатить в ближайшие полгода обязательств на сумму около 50 миллиардов долларов. И даже если у части из них есть балансовая возможность исполнить свои обязательства, то необходимую для этого валюту ещё нужно где-то купить. Что, с одной стороны, формирует огромный спрос (пока никак не удовлетворяемый) на покупку долларов на украинском межбанке, а с другой, при высоком курсе доллара для всех этих компаний покупка долларов крайне невыгодна, создавая ещё один супрессорный фактор.
При этом подконтрольные киевскому режиму «эксперты» на фоне падения промышленного производства пишут заказные статейки, в которых рассказывают, что важность промышленности переоценена, поскольку 60% налогов в последнее время платится из сферы услуг и торговли. Ну, так это и плохо, что производства нет, а половина страны занимается спекулятивной торговлей, причём преимущественно торговлей импортными товарами, за которые в конечном итоге нужно рассчитываться теми же долларами.
Второе критическое направление (рвётся там, где тонко, а тонко на Украине сейчас на всех направлениях) – это бюджеты регионов. Уже несколько месяцев огромный дефицит государственного бюджета частично компенсируется тем, что в регионы практически не направляют денег – только на зарплату бюджетникам (причём урезанную до минимума), а все остальные нужды безбожно режутся.
Показательно в этом плане заявление мэра Киева Виталия Кличко, что по ряду направлений денег в столице осталось на две недели. Если такое творится в столице, которую традиционно холят, лелеют и балуют, то можно себе представить, что творится в провинции.
И если теперь отсутствие финансирования местных бюджетов бьёт в основном по их способности ремонтировать инфраструктуру ЖКХ и осуществлять прочую свою поточную деятельность, то в дальнейшем невозможность платить по счетам и признание технических дефолтов может полностью остановить их работу.
Кризис в Украине – это не просто отсутствие валютных поступлений или невозможность удержать курс гривны. Это системный кризис, затрагивающий все отрасли и сферы. И вызван он неспособностью текущего режима осуществлять эффективное управление государством, а также полной незаинтересованностью в этом.
Александр Роджерс, специально для ANNA-news

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.