суббота, 13 июля 2013 г.

В КРЫМУ ПОСТАВЯТ ПАМЯТНИК Н.ХРУЩЕВУ

МАСЛОВ Александр Федорович,
журналист, писатель
 
В КРЫМУ ПОСТАВЯТ ПАМЯТНИК Н.ХРУЩЕВУ
По случаю стало известно, что благодарные крымчане  решили конкретно укрепить память известного своей щедростью советского лидера. Бронзовым клоном. Широкодушным и внушающим добросердечную его искренность - как в мыслях, так и действиях. О чем вроде бы призвана напомнить и «подвязанная» к образу кошка. Похоже, для подкрепления известного наблюдения: чем лучше узнаю людей, тем больше люблю собак. По аналогии. Авторство афоризма не прояснено. Длинный ряд его соискателей разнесен от Гейне до Чаплина. Через русского поэта XIX века А.Федорова. Но это ничуть не снижает интереса ни к собственно задумке, ни к взятой за образец исторической личности. Она до сих пор не дает покоя. Особенно при оценках итогов этого жизненного пути…

Странная эта штука – Время. Порой оно напоминает не размеренную линейку с нумерованными делениями, а конденсатор информационного накопителя. Пока идет это накопление, отношение к действующему началу может себя не проявлять. Никак. Но стоит только достичь пределов емкости, как мгновенный разряд напомнит о себе реальностью. Заставит не смотреть – всматриваться, не фиксировать, а думать, делать выводы. И подобное происходит и с обществом в целом, и с его персоналиями.
Для меня эта высокая партийно-правительственная фигура, нудящая часами по динамику важные правильности, была в собственных началах всего лишь некой назойливостью.  Без смысла и действия. В силу сопливости возраста. Да, что-то там слышал о репрессиях, о Сталине, его помощнике Берии, но по большому счету было не до них. То матушка погонит в длиннющую – на часы, очередь за хлебом, то друзья отыщут где-то «дегтяря», да нароют ведерко патронов к нему. В хронически военных местах, где служил отец, это было житейской практикой подросткового молодняка. Надо почистить, посушить. И, понятно, проверить. Даже в Питерском университете, признаюсь, с его основами истинных наук, было как-то не до политических завихрений – былых и текущих. Получил заветную запись в зачетке, и по боку все тонкости знаний. Вливают их в тебя ведрами, а вот переваривать не успеваешь. А тут еще Невский, Эрмитаж, барышни… Не мной замечено: «От сессии до сессии живут студенты весело».
Временной конденсатор жестко сработал в последний студенческий год, когда гнал машину с родителем где-то между Курском и Обоянью. По автотрассе, известной сегодня под именем собственным - «Крым». Спешили по каким-то семейным делам. Отец привычно дергал вожжи: «Тише, тише!» Но скорость и так пришлось сбросить. Горели местные болота, дым почти полностью закрыл горизонт. Километров пятьдесят, если не больше, ползли наощупь. И это там пробралась в голову крамольная мысль – вожди без передыха и устали долдонят о мелиорации, успешном выполнении планов, а их инициативы уже отзывается. Едким дымом. Потери только от одной этой хрущевской авантюры российским властям сегодня приходится перекрывать огромнейшими затратами, не считая того, что утрачено вместе со сгоревшими лесами. Хотя автор идеи давно сошел в мир теней. Но следы его былой активности по-прежнему напоминают о себе большой экономической бедой. И не только в России, по всей территории бывшего СССР.
Не только «бесполезными» по мнению высшего государственного умника болотами, за счет которых решили расширить посевные площади, продукцию с которых не только плохо собирали, но еще хуже хранили и перерабатывали. Большей своей частью она уходила в потери.  Еще многие помнят те, берущие от Хрущева повинности по сбору урожая, его переборке в насквозь  пропахших гнилью овощных базах - малоэффективных и вороватых. Они тоже были порождением, как сегодня говорят, распиаренной по самое не могу «хрущевской оттепели». С ее методами решения проблем, манией гигантизма, амбициями, откровенной шумливой бестолковостью и аппаратной готовностью без задумок брать под козырек.
Именно поэтому поручь с осушением болот велись противоположные кампании. Они не только плодили новые массивы болотных полей, но и уничтожали кормовую базу под животноводством страны, обостряя продовольственный дефицит. Речь о водохранилищах. В частности, днепровских, смывших чернозем, лишивших скот сена и огромные массы населения привычных мест векового обитания. Ставить на равнинных реках плотины с электрогенераторами смысла не было, поскольку не создавались необходимые для эффективной работы перепады высот. Но ставили. И днепровский тот каскад не только изменил климат на огромных территориях, но и понизил планку военной безопасности множества крупнейших городов. В случае порыва или намеренного разрушения хилой киевской дамбы, немалая часть украинской столицы будет попросту смыта. До самого синего моря. Спасибо Никите Сергеевичу.
Если продолжать климатическую тему, то нельзя не упомянуть о таком фантоме, как Аральское море. На всех картах оно есть, а по факту полвека как высохло. Поскольку воды питавших его рек разобраны под еще одну хрущевскую инициативу – обеспечение страны хлопком. До уровней полной независимости от импорта. Была когда-то и такая хрущевская идея-фикс. Химикаты, с помощью, которого выращивали эту южную монокультуру слоем легли на дно когда-то под завязку богатого рыбой Арала, отравив сначала его рыбный ресурс, а затем и людской.
К хлопку «подвязали» влаголюбивый рис, с его затопляемыми, по технологии, чековыми полями. Затем началось строительство так называемого Нарынского гидрокаскада. И воды великих рек Средней Азии – Сырдарьи (Нарына) и Амударьи попросту растранжирили. Ресурсные возможности питающего их ледника Федченко, вдоль которого однажды ехал едва ли не весь световой день, оказались не беспредельными. Кровавые напряжения между киргизами и узбеками раздувают не на пустом месте. Их взрыватель - борьба за контроль над ресурсами. В данном случае водными. И этот детонатор охотно используют для разрушения БПЧ – Большой Пространственной Чаши, с доминирующей в ней Россией. В свою очередь от ее сохранения напрямую зависит живучесть Украины. И не только. Причина в былом верхоглядстве властей.  Больше всего хрущевском. И в аппаратной тупости, порождающей такого рода вождей, в искусственном их навязывании. Технологии давно освоены.
Сегодня нет ни хлопка, ни моря, ни людей, заселявших некогда благодатные эти места, ставшие пустыней. Ее песчаные бури по случаю  достигают не только ближнего Бишкека – нынешней киргизской столицы, но и дальнего Парижа.
Бишкек упомянул только в той связи, что в нем на очень короткий срок в должности секретаря ЦК отметился, помнится, спаситель  хрущевской целины Федор Трофимович Моргун. Когда «освоенные пахотные угодья» масштабно отозвалась бурями, то экологическую катастрофу удалось снять с помощью «плоскореза Моргуна» – особой конструкции плуга, не переворачивавшего пласты земли. Это была революция в земледелии. Выветривание плодородного слоя она сняла, но не смогла предотвратить  другой, изначально заложенной в идею системной беды. А большое всё, как известно, видится на расстоянии. На освоение целинных земель были сорваны  массы людей. Для многих людей само это слова – целина, стало святым. Но… После Беловежского сговора все они были отданы на откуп местным националистам, которые быстро напомнили хрущевским переселенцам и их потомству, кто на казахской земле истинный хозяин. А тем, кто пытался протестовать, что далеко не вся она казахская, определили немалые сроки тюремного заключения. С одним из них –  «упертым хохлом», председателем русской общины северного Казахстана Борисом Федоровичем Супрунюком, довелось вместе работать в Киеве. До его ареста в Павлодаре (северо-восточный Казахстан).
Альтернативные решения по решению зерновой проблемы были – более эффективные и много менее затратные, но Хрущев их не принял. Начал «раскручивать» целинную авантюру. Усилия людей и огромнейшие материальные средства и здесь обернулись прахом. По конечному итогу. Говорят, что целинным пропагандистским шумом прикрыли космическую программу СССР. Не исключено. Но это можно было сделать и иными способами. Тема Хрущев и космонавтика – скорее, из области искусства. Как чужое выдать за свое. Приоритета по космосу больше у Берии.
 В этой связи нет ничего удивительного и в том, что Хрущев отдал «на сторону» маячивший у него перед газами Крым. Под этим его решением как обычно не было никакой ни хозяйственной, ни экономической, ни военной, ни политической необходимости. Зато создавалась иллюзия активности, трудовой деятельности, правильности общей линии, исключительно руководящей роли персоналия. Точно также действовали Горбачев, Ельцин, равно как и нынешние украинские президенты и парламентарии. Под флагом истинного патриотизма и строительства чего-то невнятного. Это когда сносят памятники, меняют названия улиц, закладывают рулады на тему лучшей в мире соловьиной, заявляя, что это и есть создание новой, более эффективной жизни. результат в деградации стагнации того, что построили надрывным трудом поколений.
Способность разрушения всего, к чему прикасалась эта аппаратная производная, просматривается и по более серьезным направлениям, чем Крым. Например, при Хрущеве начали рушиться отношения с Китаем – до степеней вооруженных конфликтов. Но при этом он отказался от почти уже реализованных планов создания «подушечного» Восточно-Туркестанского уйгурского государства. Агентурную сеть свернули, отозвали в Союз, части уйгурского населения выдали советские паспорта и предали тему забвению. В некоторых подробностях мне рассказывал о ситуации полковник внешней разведки Габит Мазитович Музипов. С ним доводилось встречаться в  одном из крупнейших городов Ферганской долины. Таких людей часто называют легендами. Но сведений о нем в открытой печати нет до сих пор. Разве только осталась в старых газетных подшивках моя собственная публикация. Да и ту делал не без оглядки. По сторонам.
Кто такие уйгуры? Это те, кто составляет часть современного индусского населения, кто заложил основы и развил культуру не только Индии, но и Пакистана, части Китая, Японии, Камбоджи. Это те, кто маячит в основах современных узбекского, туркменского, таджикского этносов, те, кого мы отыскиваем  по большому счету в русской культуре, украинской и общих производных. Не говорю о курдах, коптах. Все это одно в основах Родовое поле.
Несколько лет назад нынешний министр обороны России Сергей Шойгу знакомил своего главнокомандующего с раскопками древней тувинской крепости Пор-Бажин. Информационная система шумела об этом как о сенсации. Но молчала о том, что цепочка таких торгово-оборонительных  сооружений тянется через все пространство монгольских степей – вплоть до Тихого океана. Все те же уйгурские следы, намеренно преданные забвению. Сегодня приходится вспоминать и напоминать. Как и то, что именно Хрущевым отдан под американский контроль такой стратегически важный для Союза и России район как Турция. В виде бывшей Византии она все чаще трактуется как Родовая вотчина Руси. Официальная история и история реальная – это, как не мной замечено, две совершено разнее вещи. Публикаций на этот счет сегодня достаточно.
Кто-то с негодованием может воскликнуть – но ведь Хрущев раскрыл масштабы сталинских репрессий! Репрессии были. В том числе как реакция на заговор группы Тухачевского. Почти в канун войны. Но именно Хрущевым слеплено из них, и подхвачено, некое вселенское пугало. Как это делалось и почему, подробно рассказано в книгах фронтового разведчика Владимира Карпова. Но еще задолго до них из неафишируемых партийных документов было известно насколько, и  в чем приврал разоблачитель, которому охотно верили за рубежом, и совсем не верили в собственной стране. Но была ли она для него своей, и почему тогда для ее разрушения закладывались мины дальнего временного действия? Обстоятельства совпали? Дремучее невежество  первого лица? Сомневаюсь. Отзывы Сталина о Хрущеве известны, как и то, что готовил решение по его смещению. Не успел. А «верный ленинец» всех собак спустил на Берию.
О сталинских репрессиях говорят много, часто - с придыханием в голосе и пафосным апломбом. Но при этом почти  не упоминается расстрел рабочей демонстрации в Новочеркасске. Такой приказ могло отдать только первое лицо государства. И он последовал, став свидетельством не только хрущевских скудоумия и трусости, но и тупой жестокости. Хотя возникшее напряжение легко снималось без крайних мер. Через элементарное осмысление ситуации. Однажды на такую же тему долго распинался в Житомирском обкоме партии, который начало трясти  искусственно раздуваемое массовое недовольство. Областной партийный руководитель хрущевский «выдвиженец» Кавун решил выставить рога, не понимая абсурдности своих решений. И  масса предпочла Василию Михайловичу популизм руховского драчизма. Следом закономерный пинок под зад получили сама затейница «першего - как, замечено в Сетях, - досвіда політичного кидалова...», и такой же амбициозный поэт Иван Драч. «Мы знаем, что она глуповата, но сегодня нам такая нужна» - говорил мне в откровенной беседе один из участников тех «революционных в доску» событий.
В биографии Хрущева немало  белых пятен и таких же темных мест. Изредка их пытаются прояснить. Относительно недавно напомнили, что именно при этом руководителе большого советского государства проблемы с интеллектом властей предержащих начали снимать с помощью так называемых пьяных бюджетов. Население спаивали и раньше, но осмысленно это стали делать только при этом партийном лидере. Напомню то, что известно очень немногим. На ликероводочных предприятиях государства не знали проблемы несунов – мелкого воровства в огромных масштабах.
Воровали как и везде. Но... Себестоимость литра спирта составляла всего четыре советских копейки. И когда воришку ловили с подвязанной к животу грелкой, то в справках в охраняющие органы, руководство предприятия закономерно отмечало: вреда производству от жулика нет. Копейки. И это действительно так. До сего дня. У меня была возможность оценить проблему в деталях и подробностях. Так вот, тактику массового спаивания населения активно использовали в свое время в Соединенных Штатах Америки - при уничтожении коренного населения материка. Наряду с массовыми расстрелами, концлагерями и умышленном разносом инфекционных заболеваний. Преуспели. В демократическом суесловии об этом не вспоминают. Но старые наработки используют. В информационной сети без передышек мелькают названия – атипичная пневмония, грипп свиной, грипп птичий, собачий… Под ними всеми лишь один – давно известный. Обычный. А эти всего лишь для того, чтобы лучше раскупали лекарства. Отталкивая друг дружку локтями от аптечных прилавков. Бизнес!
О делах родителей лучше всего судить по детям. Темная история с уголовными деталями сопровождает имя Леонида Хрущева, ставшего, по утверждению источников, причиной ненависти Хрущева к Сталину и Берии. Но мы о том, что значительная часть хрущевского потомства прочно прописалась в Штатах, что само по себе не может не вызывать недоуменных вопросов. В то же время Сергей Алексеевич Гегечкори, которого знал по контактам в редакции газеты «Киевские новости» как сына Лаврентия Берии, стал крупным инженером-конструктором, специалистом в ракетных системах.  На родине. Значительную часть его жизни ушла на попытки публичной реабилитации имени отца.
Результаты аппаратных игр, породившие Хрущева, сегодня отчетливей всего видны по происходящему на любимой им Украине. В свое время ее население, почти убежденное в том, что партийная школа подбора руководящих кадров уж никак не может ошибиться, уверенно проголосовало за решительного партократа. Надежд не оправдал. И был замещен технократом. Последнего под импортным присмотром сменил убежденный сельпократ. Сегодня мылится спортократ. И ведь тоже убежден, что справится. Верим? Не очень.
Есть в памяти и такое. По распоряжению Хрущева семью одного из моих дедов – погибшего позднее в Одесском областном подполье, секретаря ЦК КП(б) Украины Никиты Афанасьевича Лихачева,  вывезли из родового села предков ( Караичное на Харьковщине) за два часа до прихода немцев. Жену и трех малолетних детей. Помню, что тетка Маришка много лет работала в соседней Волоховке. Уборщицей в школе. Это к чему? Поясню.
Попавший в жернова известных хрущевских суждений об искусстве - скульптор Эрнст Неизвестный, по просьбе родственников собственного хулителя, создал ему памятник. Неординарный. Кто рискнет назвать его «дегенеративным искусством», как это сделал Хрущев в отношении работ мастера? Хотя у самого с грамотежкой было как у современных компьютерных хомяков. Разбрасывался оценками об искусстве так же, как разбирался во всем остальном. Отсюда закономерные результаты. Теперь вопрос только в том, насколько точно проведена линия его судьбы – между черным и белым? Та, которой  маэстро Неизвестный разделил памятник.
Сегодня обошлись без нее. Зато будет «собачка». Помним, – та самая.
Июль 2013 г. Киев

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.