среда, 10 июля 2013 г.

Шпаргалка Президенту, или «Июльские тезисы»

 Share on twitter

Шпаргалка Президенту, или «Июльские тезисы»

А какому президенту? А без разницы. 2015-го года
...Вам не надоело? Смотреть и читать о том, что ежедневно происходит в стране. С гордым названием Украина. Которая безвылазно где? Да-да, именно там. Меня уже давно тошнит. Думаю, как и многих. Пошло третье десятилетие сползания страны в маразм. Да сколько же можно?! Далеко ли можно уйти, все время делая лихорадочные, судорожные движения, будто танцуя гангам-стайл в стиле заклейменных еще Владимиром Ильичем оппортунистов – шаг вперед, два шага назад? Что бы ни говорили, а прав был дедушка Карл, практика – критерий истины. Что же имеем мы?
На практике. Конкретно, выражаясь языком титульного региона.

Пошло третье десятилетие существования Украины как независимого суверенного государства. Из достижений, кроме названных двух слов – независимого и суверенного, пожалуй, назвать больше нечего. О негативе тоже говорить не будем. Что толку? Сказано-пересказано. Анекдот в тему: «Как дела? – Что спрашиваешь? Мы разве не в одной стране живем?». И все-таки, все-таки...

Где мы и почему?
 Германия, обессиленная и поверженная после Первой мировой войны, попытки революции и выплаты контрибуции, за двадцать лет встала «на ноги», поработила пол-Европы и пыталась захватить мировое господство. А разбитая во Второй мировой, за двадцать послевоенных лет сумела построить самую сильную экономику в Европе.

СССР, созданный на руинах царской России, нищий, голодный, разрушенный после революции и гражданской войны, за двадцать лет стал мощнейшей державой мира, сумевшей в мировой войне победить ту же Германию.

Япония, вчистую проигравшая войну, получившая еще под конец подлый удар от американцев в виде атомной бомбардировки, за двадцать лет построила самую современную и эффективную экономику в регионе, намного опередив остальные страны.

Украина за двадцать лет… Продолжите сами. Дурость, коррупция, кумовство, ничем не обоснованная амбициозность и шапкозакидательство, вранье и бумаготворчество.


Основное достижение – крики «слава!»...

Примеры? Да несть числа:

- фактический крах президентских реформ;

- «сказки про белого бычка» о прогрессе в переговорах с россиянами по цене на газ

- «сказки» о якобы достигаемых договоренностях на международной арене;

- оказавшиеся в большинстве ненужными стадионы и аэропорты, реконструированные ну за очень большие деньги под Евро-2012;

- инициатива провести в Украине Евро-2015 по баскетболу;

- планов громадье по подготовке к Зимней Олимпиаде-2022 – стране больше некуда деньги девать;

- иностранцы-телеведущие, лузеры в своих странах, на двух самых рейтинговых телевизионных ток-шоу страны;

- события на агрофирме Корнацких, последние события в Николаеве;

- подписание инвестиционного договора с лыжным тренером;

- и в качестве «родзинки» на торте – аж два белых каштана на весь Крещатик из закупленных в Италии нескольких сотен якобы розовых.

Как любит комментировать прямые репортажи «5-й канал» – No comment.

«Инвест-газета» в седьмом номере за этот год приводит следующие, я бы сказал, не просто интересные, а вопиюще яркие факты. По итогам 2012 года в сравнении с 2009 годом, то есть за три последних года Украина:

- в рейтинге экономической свободы (Index of Economic Freedom) с 133-го места опустилась на 163-е и соседствует ныне с Зимбабве;

- в рейтинге вовлеченности в мировую торговлю (Global Enabling Trade Report) опустилась с 71-го места на 86-е;

- в рейтинге оценки коррупции (Transparency International) Украина поднялась «аж» на две позиции – с 146-й на 144-ю!

Если это цель, то кому она нужна?

Тенденция, однако, как говорил один фольклорный герой. Так неужели не очевидно, что «что-то неладно в королевстве»?! Сколько еще лет нужно, чтобы до государственных мужей дошла эта простая истина?

Как сообщает «ЛIГА Бiзнесiнформ», соцопрос, проведенный фондом «Демократические инициативы» имени Кучерива и социологической службой Центра Разумкова с 17 по 22 мая во всех регионах Украины с 2010 респондентами, показал, что 66% опрошенных считают, что события в стране разворачиваются в неправильном направлении, и лишь 15% считают, что в правильном. 58% опрошенных не удовлетворены низкой зарплатой, пенсиями и стипендиями, 49% – высокими ценами, 44% – низким уровнем социальных гарантий, 30% – коррупцией. Ответственность возлагают: 51,2% – на правительство, 50,7% – на президента Украины.

Такое впечатление, что «наверху» не смотрят телевизор, и им не докладывают, что недавно происходило и происходит сейчас в таких странах, как Франция, Греция, Турция, Швеция, Бразилия, Египет. Когда народу начинают надоедать россказни властей про «покращэння» и что «все будет хорошо».


Этого уже реально мало...

С учетом вышеизложенного предлагается обратить взор к главному документу государства, Основному закону, то есть Конституции. Как это ни крамольно звучит. Согласитесь – если третий десяток лет страна «пасет задних» и ситуация выглядит просто безнадежной, может, стоить поменять государственное устройство? Если при нынешнем ничего не получается?

Что делать? 
Очевидным для всех является то, что пятым колесом в телеге в Украине является Верховная Рада. И это объективно, ибо Рада отражает политический раскол страны. А если это по определению – неработающий орган, то зачем он нужен?

Но есть, на взгляд автора, еще один серьезный и объективный аргумент в пользу изменения конституционного устройства государственной власти. Всегда, но в современном мире третьего тысячелетия особенно, огромнейшее, может быть, даже ключевое значение имеет скорость принятия решений. Во многих ситуациях, по классику, промедление смерти подобно. Это крайне важно. И очевидно. Исходя из этой парадигмы, громоздкий, бюрократический, ставящий сам себе «палки в колеса» государственный аппарат управления – то, что мы имеем в Украине, в двадцать первом веке – анахронизм. Как нельзя этого не видеть?


И в общем-то люди со своей «любовью» определились...

В правительстве – многомесячное согласование документов между министерствами, а затем – последующая «ловля блох» клерками из секретариата Кабмина. В Верховной Раде – очередь из законопроектов, подлежащих рассмотрению. Срок прохождения и принятия может быть и год, и два. Все знают, что у депутатов есть гораздо более важные дела – блокирование трибуны, выяснение отношений, скандирование речевок и прочие, безусловно нужные и необходимые стране вещи. А даже после принятия закона Верховной Радой он вносится в Администрацию президента, и теперь уже клерки Администрации начинают его «прискіпливо» изучать. Так и вспоминается сермяжно-посконное – «семеро с ложкой».

А ведь решение по ликвидации этого безобразия лежит «на поверхности». Что функционально, что по отношению к ней народа, явно лишним звеном в нашем государственном устройстве является Верховная Рада. Показательными являются результаты опроса Центра Разумкова, проведенные в период с 12 по 16 апреля в регионах Украины. Было опрошено две тысячи респондентов. Лишь 6% украинцев поддерживают избрание президента в Верховной Раде, не поддерживают – 85%. Но если только 6% электората поддерживают волеизъявление депутатов Верховной Рады, о чем можно говорить?

Далее. Правительство оставляем. Но – правительство как таковое. То есть премьер-министр, вице-премьеры, 17 министров. Секретариат Кабмина ликвидируется. А зачем он нужен? За такие зарплаты быть почтальонами Печкинами, лишь переносящими из кабинета в кабинет бумаги, которые де-факто готовятся министерствами? Слишком дорогое удовольствие для державы. У членов правительства – министров есть министерства. У премьера и вице-премьеров есть их службы. Плюс небольшой технический аппарат. Все.


И всегда есть кому порулить. Продвижения, увы, нет...

Переходим к министерствам. Укрупнение, объединение по максимуму. Сокращение численности работающих в два-три раза. Как говорят знающие люди – ничего не случится. Вернее, даже не так – станет лучше. Меньше людей – объективно меньше бумаг, выше скорость их прохождения. Всего три примера. Ликвидировали Минпромполитики. Потом реанимировали Минпромполитики. Да уже полгода как министерство не может само себя создать. Что говорить о промышленности? Вопрос риторический.

О работе Минагрополитики не буду повторяться, отсылаю к хорошей серии статей в еженедельнике «2000». Кто-то всерьез думает, что от деятельности Минэкономразвития зависит процент роста ВВП? Или что министерство управляет экономикой страны?

Мониторинг того, что реально происходит в экономике независимо от действий «руководящего и направляющего» органа, организация помпезных экономических форумов с амбициозными лозунгами о несбыточном, ну и святое – лицензии. Нет, ну и бумаги, бумаги, бумаги…Концепции, планы, мероприятия…

Теперь о Банковой. Президента оставляем. Ибо, как говорила еврейская бабушка в том анекдоте, – красиво. Но сугубо с представительскими функциями и полномочиями. Как в европейской Германии. Встречи, приемы и т.п.

Президент пока остается, чтобы хоть кто-то был...

Страной должен управлять один орган – Кабмин. О пресловутых реформах президента хочу молвить слово. Неделю назад в СМИ прозвучало: президент предложил властям регионов сосредоточиться на двух направлениях – дороги и здравоохранение. Разумно. Но поздно. Если вспомнить, что отправной точкой президентских реформ был 2010 год. А раньше чем думали, писари государевы?

Изначально при подготовке реформ был сделан ряд серьезных принципиальных просчетов, заранее предопределивших то, что имеем сегодня. Как требовал персонаж одного из фильмов, огласим весь список:

1. Чрезмерное количество направлений реформ. Их должно было бы быть 4-5, но никак не 18.

2. Выбор сфер реформ. Это должны были быть сферы, напрямую связанные с интересами и чаяниями простых людей, а не нечто виртуальное и умозрительное.

3. Декларирование благих намерений при отсутствии практических шагов для их достижения.

4. Неудачный выбор самой реформы. Ведь, наверное, не зря так стонет народ и встречает «в штыки» реформирование системы здравоохранения в областях, определенных пилотными.

Еще в мае прошлого года Евросоюз дал свою оценку нашим реформам (смотри «Интерфакс-Украина» от 16 мая 2012 года). Нелицеприятную, к сожалению. В частности, Брюссель говорил о крайне медленных темпах реализации реформ в Украине. В ЕС полагали, что темпы реализации реформ в 2010-2011 году были низкими: «Прогресс был достигнут в пенсионной реформе, в меньшей мере – в совершенствовании бюджетного законодательства. Государственное управление и управление государственными финансами остаются нереформированными и непрозрачными, ослабленными волокитой и склонными к коррупции».

Не созрели. Ни плоды, ни реформы. Но красиво...

Вы верите, что за второе полугодие 2012-го и первое полугодие 2013 года что-то сильно изменилось? И я нет. А не лучше ли изначально было ограничиться гораздо меньшим количеством направлений реформ, на реализацию которых и бросить весь ресурс? Причем это должны были бы быть реформы в тех областях, которые были бы интересны каждому гражданину Украины. Например: здравоохранение, ЖКХ, пенсионная реформа, упрощение предпринимательской деятельности.

И последнее. Очень важное и касающееся не только реформ. Отчетность о выполнении. Как в стране в органах исполнительной власти происходит отчетность о выполнении тех или иных планов? На бумаге. Кто пишет эти «звіти»? Министерства, ведомства, другие органы исполнительной власти. Как правило, те, кто либо сам составлял эти планы, либо кому было поручено их выполнение. Риторический вопрос – при такой системе разве может появиться честный отчет, что ни черта не сделано или не получилось в силу таких-то объективных или субъективных причин? Ответ очевиден – нет.

И таким бумаготворчеством занимается вся страна, все органы государственного управления. Стоит ли тогда удивляться, что в мировых рейтингах наш номер сто-дцатый, между Непалом и Зимбабве? Если все построено на песке лжи.

А как все устали. Не то что работать, даже думать...

Предлагается принципиально иной поход к оценке фактического выполнения планов, реформ и т.п. Создается и вводится институт опроса. По социальным и гуманитарным вопросам – «пересiчних громадян» или, модное слово – громады, по техническим и экономическим – профессиональных специалистов и экспертов в конкретной сфере. Никто не говорит, что результаты такого опроса будут абсолютно объективными и «истиной в последней инстанции». Но то, что они будут гораздо ближе к правде, чем «звiти» министерств, ведомств, Кабмина и Администрации Президента – бесспорно. Ибо не может давать оценку работе тот, кто ее делает. Ведь это очевидно...

Как и кто? Сможет реализовать вышеизложенное. Вопрос вопросов. Такие вещи, как бунт, революцию отбрасываем как чрезмерно радикальные. Да и менталитет у нас не тот, очень сильны патерналистские ожидания. Украина – не Россия, как правильно отметил один из президентов.

Как минимум есть два легитимных варианта. Вариант первый – всенародный референдум и последующее изменение Конституции. Инициатором могла бы быть Компартия Украины, здоровые демократические силы. Теоретически – возможно. Практически – долго и, пожалуй, труднореализуемо на практике, учитывая колоссальное сопротивление чиновничьего аппарата.


У этих спроси, они обязательно скажут. На референдуме...

Вариант второй. Достаточно реальный, но требующий хорошей «раскрутки», то бишь – пиар-кампании. Помните анекдот брежневских времен: «У нас все для человека… И все мы знаем этого человека»...

Итак. Впереди – выборы президента. И вся страна знает желающих им стать. И для того, чтобы добиться заветной цели, неважно кому – Виктору Федоровичу, Арсению Петровичу, Юлии Владимировне – нужно решить лишь одну задачу: заставить избирателей проголосовать за себя. А для этого нужны либо некие действия, либо – яркие лозунги.

В части действий ресурс есть только у действующего Президента, но думается, он тоже ограничен. И учитывая менталитет народа, реакция на такие действия может быть очень сдержанной, или даже скептической – вспомним «Юлину тысячу».


И в стране вроде бы пока есть кому подумать над сказанным. Только не так...

Остаются лозунги. И здесь предлагается принципиально новый подход. Не уговаривать избирателя поверить в кем-то придуманные слоганы, а озвучить и «поднять на флаг» то, что наболело у народа, то, с чем люди безоговорочно согласны. И кто первый из кандидатов в Президенты это поймет и сделает – получит хороший шанс «въехать на белом коне». На этом фоне изменение Конституции, как пели ребята, – это не цель и даже не средство...

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.