Ехидный Douglas:О коммунизме, коммунистах и будущем Советском Союзе
Сегодня с нарастающей частотой там и тут звучат вопросы: «Что надо сделать, чтобы вернуть Советский Союз?»
и
«Почему СССР распался»?»
Ответ на второй вопрос – самый простой. А на первый – самый трудный.
СССР распался, потому что на место коммунистов, т.е. идейных, убеждённых в своей правоте людей, пришли люди безыдейные, для которых служение идее стало не смыслом жизни, а работой за зарплату. Коммунистов заменили чиновники. И страна рухнула.
Это не имеет никакого отношения к тому, что периодически пишут слабоумные националисты и либералы: «коммунизм нежизнеспособен».
Коммунизм – это идея. Но и капитализм – тоже идея. И было бы ошибкой думать, что в цитадели современного капитализма – США – нет идейных людей во власти!
И Дональд Трамп, и Конгресс целиком состоят из идейных капиталистов. Попробуйте представить себе, что случится с Америкой, если в ее верхушке окажутся убеждённые социалисты.
Китаем управляют убеждённые коммунисты. Попробуйте представить, что случится с ним, если к власти там придут идейные либералы!
Великобритания – центр европейской демократии. Представьте, что будет, если в ее Парламенте будет большинство коммунистов!
Ни капитализм, ни социализм или коммунизм сами по себе не являются «лучшими» или «худшими» системами общественного устройства.
Капитализм является единственно возможной формой организации американской жизни, экономики и политики. Общество там исторически не готово к другому.
Пигмеи в Африке живут родоплеменным порядком и ничего другого не хотят. Саудовские арабы предпочитают абсолютную монархию, как и их соседи из ОАЭ. И так далее.
Ещё раз: дело не в том, какой строй лучше или хуже! Дело в том, какой строй максимально полно отражает национальный менталитет, соответствует ему!
Наличие колбасы в магазине вовсе не означает национальный прогресс, равно как её отсутствие вовсе не отражает национальный упадок. Всё дело в том, какое значение этой «колбасе» уделяется в менталитете народа.
СССР имел в своих магазинах несколько разных сортов, да и то не всегда. А современная Россия – несколько десятков разных сортов. Но сравнивать СССР и Россию как равные друг другу страны может только ненормальный. Потому что в СССР был мощный общественный, культурный и экономический прогресс, а в РФ его нет. Зато есть «колбаса».
Советская Власть и идеи коммунизма отражали наш русский менталитет в своей основе. Сегодня это понимает всё больше людей, имея возможность сравнивать одно с другим. Во всяком случае, симпатии большинства населения России – на стороне советского прошлого. Хотя испорченная беспардонной светской и церковной пропагандой современная молодёжь в массе своей воспринимает СССР, как исчадие ада. Что впрочем не мешает ей забавно гордиться победой в Великой Отечественной, полётом Гагарина, успехами Советского спорта и цитировать фразы из культовых советских кинофильмов.
«Пастернака не читал, но осуждаю». Можно сказать, что эта фраза стала поворотной в будущей судьбе СССР.
История выглядела так. 1 ноября1958 г. в связи с решением о присуждении Нобелевской премии Борису Пастернаку в «Литературной газете» появилась подборка «писем трудящихся» под общим заголовком: «Гнев и возмущение. Советские люди осуждают действия Б.Пастернака». Там среди писем с заголовками вроде «Прекрасна наша действительность», «Пасквилянт» было письмо некоего Филиппа Васильцева, машиниста экскаватора, смысл которого как раз и выражался в названной фразе. С тех пор выражение стало крылатым.
Однако смысл этой истории гораздо глубже, чем может показаться.
Сегодня легко можно встретить в Интернете такие помпезные заявления убогих националистов:
– Мой любимый поэт – Рубцов! А все эти Бродские, Пастернаки и Мандельштамы – дерьмо на постном масле, которое нам жиды навязали.
Такую или подобную чушь поддерживают сегодня многие десятки, если не сотни тысяч людей. При этом все они, как им кажется, если и не коммунисты, то уж точно – сталинисты и сторонники СССР. Но это не так!
Сталин, которого никак не обвинить в глупости, был выдающимся читателем. В отличие от нынешних верхоглядов. И умом отличался от них же точно так, как Борис Пастернак от Николая Левашова. И потому очень любил творчество Булгакова, пьесу которого «Дни Турбиных» смотрел во МХАТе много раз.
Сталин – кавказец и коммунист. Пьеса Булгакова – о трагедии той части русского народа, которая поддерживала Белое движение.
Что общего у Сталина и Мышлаевского или Лариосика? Вообще ничего! Они чужды ему и национально, и социально (Сталин – сын сапожника, герои Булгакова – дворяне), и идейно. Но Сталин смотрит пьесу и аплодирует ей. Почему? Потому что она очень талантлива!
Николай Рубцов был выдающимся поэтом-самоучкой. Глубоко русским по духу. Это безусловный факт. Но как литератор он был несопоставимо слабее Пастернака или Мандельштама.
Нет ничего страшного в том, что машинист экскаватора Васильцeв не читал Пастернака. Токарь Пупкин тоже не обязан знать и понимать Шонберга, Шостаковича или Шнитке. Страшно, когда Васильцeв или Пупкин, считающие себя коммунистами, определяют отношение к литературе или музыке на государственном уровне в стране, считающей себя коммунистической. Ведь оба никогда не учились ни музыке, ни литературе. А потому не имеют права на своё мнение по этому вопросу точно так же, как я, например, не имею права на рассуждения в области биохимии или молекулярной биологии.
А между тем В.И.Ленин говорил:
«Коммунизму надо учиться!
Нам не нужно зубрежки, но нам нужно развить и усовершенствовать память знанием основных фактов, ибо коммунизм превратится в пустую вывеску, коммунист будет только простым хвастуном, если не будут переработаны в его сознании все полученные знания. Вы должны не только усвоить их, но усвоить так, чтобы отнестись к ним критически, чтобы не загромождать своего ума тем хламом, который не нужен, а обогатить его знанием всех фактов, без которых не может быть современного образованного человека».
(Речь на III Всероссийском съезде Коммунистического Союза Молодежи, 2 октября 1920 года)
Это означает, что прежде чем высказываться о предмете по-коммунистически, его надо знать!
Или, если понять «Пастернака» не удалось, обратиться за советом к тем, кому удалось.
Фамилию Пастернак я тут взял в кавычки как нарицательную для всех похожих случаев.
Именно этой логикой пользовалс. Сталин, определяя пути развития советского ракетостроения и совершенно объективно оценивая успехи молодого тогда Королёва и маститого фон Брауна. И одним взмахом руки отметал, как несостоятельные, любые попытки протолкнуть несовершенные отечественные разработки только на том основании, что они «свои», наши. Совершенство конструкции, перспективность – вот что интересовало его гораздо больше, чем псевдопатриотические лозунги «Мы буржуев за пояс заткнём!»
Такие лозунги Сталин презрительно называл «Калужским патриотизмом», который в те годы по сути был прообразом нынешнего уродливого национализма.
Сталин был классическим коммунистом. Поэтому он учился всю жизнь, безупречно грамотно писал по-русски, читал запоем, хранил в памяти гигантское количество самых разных фактов – и потому был способен предметно вести любую дискуссию.
Он, в отличие от Филиппа Васильцeва, «читал Пастернака».
Отказаться от этого «чтения» предложил Хрущёв. Возникли «бульдозерные выставки», кампании по травле деятелей искусства и литературы, которые, по мнению Никиты Сергеевича, не соответствовали коммунизму.
Хрущёв, в отличие от Сталина, действительно не читал. Ни Пастернака, ни кого-то ещё. Он ходил в вышиванке и о коммунизме мыслил не категориями знаний, а категориями кукурузы. Поэтому и не был коммунистом. Он не мог им быть!
Потому что коммунизм настоящий, а не суррогатный – это интеллектуализм! Это моральная чистоплотность! Честность! История и развитие человечества показывают, что эти качества от рождения свойственны немногим. Остальных надо учить этому! Ежедневно и настойчиво! Так, как завещали классики!
С приходом во власть Хрущёва это обучение прекратилось. А сам коммунизм, как и Партия коммунистов, стали понятиями не идейно-политическими, а професиональными. Партия стала элементом карьеры. Членство в ней теперь представлялось удачным житейским приёмом, выгодным и ловким. В неё перестали верить. И с этого момента Союз был обречён.
Большевики, сами того не понимая, слишком высоко задрали планку. Они искренне не понимали, как можно не быть умным и порядочным человеком, если для этого есть все условия.
Оказалось – можно.
Никто не застрахован от ошибок. Сталин не раскусил Хрущёва за все годы совместной работы, а Андропов – Горбачёва.
Но истинная причина не в этих ошибках крупных исторических личностей, а в самой системе, которая допускала кадровые сбои. Ведь и Хрущёва, и Горбачёва, и Ельцина, и Яковлева, и Чубайса, и Егора Гайдара и массу других приспособленцев в своё время не только приняли в Партию, но и обеспечили стремительной карьеру – в которой было отказано когда настоящим, преданным людям,.
Вот так уходили из системы последние коммунисты. Те, кто как герой Евгения Урбанского были способны рубить дрова ночь напролёт, чтобы спасти других людей – но не смогли спасти себя самих от лживого и расчётливого чиновного ворья. И оно в итоге выгнало из Партии сам дух её отцов-основателей.
А без него, без людей умственно и нравственно превосходящих оппонентов, коммунизма не построить. Потому что коммунизм – это по определению шаг в перед, а не в сторону или назад.
Сдвинуть глыбу способны только титаны.
Те, кто однажды неминуемо придут на смену всей плесени наших дней. Для кого Собрания Сочинений Маркса, Ленина и Сталина будут не офисным аксессуаром, а рабочими документами, обязательными к изучению. Кто прежде чем «выражать своё мнение» освоит богатство предыдущих поколений и учтет все ошибки.
Вот тогда и вернётся советская власть.
И расцветёт новый Советский Союз, который будет гораздо лучше первого!
Источник: cont.ws