Этнографическая зарисовка о галичанах
Нашел на одном из украинских форумов забавную этнографическую зарисовку. Автор и источник указан не был. Оригинальный текст на украинском языке читался веселее, но все-таки я его худо-бедно перевел на русский, сохранив в тексте для колорита часть типично галицких диалектизмов.
Настоящий галичанин коллекционирует предметы, которые давно потеряли бытовое значение. Его амбарчики, балкон, рига и курятник напиханы разнообразными дырявыми корытами, ведрами, пустыми бутылками, старыми утюгами, ржавыми цепями, банками с засохшей краской. Но надежда все это когда-то применить радует доброе галицкое сердце вплоть до самой смерти.
Любовь к церкви галичан так сильна, что, если бы можно было, то каждый имел бы на своем огороде собственную. То же касается погостов и святых мест. Заветная мечта галичанина — иметь родственный склеп под окнами. В худшем случае — на Лычаковском погосте во Львове.
Преклонение галичан перед цитатами общеизвестно. Сегодня особенно популярны Шевченковы «Кохайтесь чернобровые, но не с москалями». Кобзарева фигура имеет такой большой авторитет у галичан, что они с удовольствием приписывают ему и чужие высказывания, например, Шопенгауера «Кто ясно мыслит, тот ясно формулирует».
Завещание галичанин составляет за три минуты перед самой смертью и не выпускает его из рук, пока они не остынут.
Вылив в корыто молоко, галичанин обязательно сполоснет бутылку водой и дольет к молоку. Поднимаясь ступеньками многоэтажного дома к своему помещению, галичанин обязательно повытирает ноги возле каждого соседского коврика, оставив неприкосновенным собственный.
На празднествах галичанина нужно долго уговаривать, чтобы он сказал тост. Когда же удастся его убедить, то выходит приблизительно такое: «Шо бы я должен был сказать по тому поводу? Шоб Вы счастливо сели на поезд и доехали до того места, где на Вас чекают, най Вас примут за родного и не выгонятна шестой деньгостевання. И чтоб лежать Вам ціхутко в земли и не гнить, как американцы, ибо едят всяку химию. И най Вам сдохнет тота коза францувата, что обкушала нашу грушку под самый корень. Многая и благая лета!».
Любимый образ галичанина — как он лежит в гробе, вобранный в брачный костюм и школьные мешти (туфли), среди цветов и заплаканной семьи. Когда его будут выносить на погост, должен ударить гром, зблиснути молния и попасть в соседскую избу. И счастливо ее сжечь вместе c хозяйкой и противными курми (курами), что порпалися (рылись) на его огороде и этим наносили ему, покойнику, неописуемые душевные муки.
Галичанин рождается для того, чтобы: в восемнадцать побывать в войске кладовщиком при носках и комиссоваться при пропаже из состава последних; в сорок пять — выдать дочь замуж и на свадьбе натолочь морду свату; в пятьдесят пять — завести козу и учить внуков петь повстанческие песни; в шестьдесят — стать бригадиром на стройке и отсидеть год за кражу четырех кривых гвоздей; в шестьдесят пять — почувствовать себя защитником родины и, пошив униформу неизвестной армии, маршировать на все праздники с фаною перед сельсоветом; в семьдесят стать членом церковной десятки; в семьдесят пять — отдохнуть в Боге, проклиная, москалей и соседа, чьи куры всю жизнь портили ему огород.
Каждый порядочный галичанин имеет родню в Канаде или Америке. Кто не имеет, тому никогда не быть депутатом, мэром или войтом. Ему светит лишь карьера священника. Раз в год из-за океана на галицкие поприща прибывает к семье одна посылка с хорошо-таки подержанными за двадцать лет вещами, среди которых непременно имеются корейские цветастые платки, покрывала на двуспальную кровать и тюк с противозачаточными пилюлями для девяностолетней тети Парани. Именно эти подарки судьбы становятся надолго, временами навеки яблоками раздора для дружных галицких семей. За каждую застиранную исподнюю рубашку или галстук с замацьканим узлом галичане так ссорятся и так гневаются, что лишь землетрясение, буревал, всемирный потоп и приватизация москалями наших спиртзаводов могут их на время объединить. Или приезд любимой цьотки из Канады.
Автохтонный житель Галичины в 45 — 50 лет свободно ориентируется в внешней политике любого государства мира и мог бы служить советником при любом правительстве. Особенно это заметно во время религиозных праздников, когда за столом собирается вся семья и после третьей рюмки кто-то обязательно скажет: «А чули-сьте, что востатнє москали сделали?..» Вопрос всех времен и всех галицких поколений — чему американцы не хотят на Россию ракеты ядерные пустить — так возбуждает галицкие умы, что они временами перебирают меру алкоголя и решают мировые проблемы навкулачки, прозывая неприличными словами противников, с которыми только что пили и братались.
Художественные предпочтения галичанина уже век, как сформированы и неизменные. Кроме религиозных образов и портретов Шевченка и Франко, галицкое жилище чаще всего украшает картина в удушающих красках, на которой изображенный красномордый гуцул, что извещает трембитой на весь мир, что он еще живой и овцы тоже. Сей шедевр приобретен за пляшку самогона у соседа, чей сын учится в Львове и временами забавляется мальовидом. Радует глаз и душу галичанина и художественное воссоздание валки чумаков с волами на фоне желтого поля и синего неба. Рядом с этими шедеврами среди широкого галицкого общества бытуют и «автобусные» розмальовки. Они обычно размещены на лобовом стекле межгородских автобусов и похожие одна на другую, как будто близнючки. Сюжет «полотен» — каноничный: распухлый от пассажиров автобус мчит горной дорогой, обок которой ему вслед вышитым платком машет замечтавшаяся гуцулка. Где-то неподалеку пасет отару ее муж. Овцы, судя по виду, мутанты — очень похожие на овчарок в париках.
Ментальность и тысячелетний быт на галицких поприщах наделили галичанина фантастической способностью не признавать собственные ошибки, но тщательным образом фиксировать чужие, обычно повторяя их. История еще не знала случай, чтобы кто-то услышал от правдивого галичанина фразу: «Простите, я был не прав». Если же кто-то отважный сможет ее вымолвить, — смело заносите его фамилию в книгу рекордов Гиннесса и беритесь обмеривать бюст на памятник, ибо долго этот уникум на наших поприщах не проживет.
При объяснении любого несчастья, что случилось с ним, галичанин назовет тысячи причин, кроме одной — собственной бестолковости. Из-за этого галичане выглядят очень уверенными в жизни и труде. Причины, которые приводят к галицким несчастьям и хлопотам, также являются давно установившимися и известными. Среди них чаще всего называют: ненастье, москалей, поляков, американцев, соседа, гадание, вроки, тяжелое детство, сплетню, зависть, глуповатую власть и Бога. Благоприятными факторами галичанин считает: собственный ум, собственную трудолюбивость, собственную силу и нрав, счастливое стечение обстоятельств, которое позволило ему родиться, и Бога.
Галичанин любит жаловаться. Делает это с удовольствием и вкусом. Временами выдается, что в том аде, в котором живет, по его словам, может выжить только Шварценеггер или Ван Дамм из фильма «Двойной удар». И, что интересно, именно этому конкретному жалобщику судьба всыпала адскую смесь селитры и перца просто в задницю, а всех остальные окружающие незаслуженно осчастливили благосостоянием и счастьем. Один из самых любимейших риторических вопросов галичанина: «И за что мне такая кара небесная?». При этом, тяжело сетуя на судьбу, галичанин никогда не теряет оптимизма, зачастую себе повторяет, чтоб никто не услышал: «Все так не будет!».
Галицкое упрямство такое же знаменито, как и скупость. Если галичанин что-то берет к голове или, боронь вас Божье, к сердцу, — нет ни одного совета на то и возможности изменить его децизию. Например, в какой-то районной газете наш земляк может прочитать информацию о том, что в Афинах при раскопках на Акрополе было найден украинский паспорт на фамилию Гомер с цветной фоткой слепого поэта, то ни один в целом мире человек не сможет убедить его в неправдивости этого факта. Он упрямо будет твердить, что «Гомер — то первый украинский народный поэт, но второй после Кобзаря гений».
Интересным свойством галицкой ментальности является неодолимое желание галичанина захватить как можно больше земли. на погосте. Такое впечатление, что наш аутентичный земляк стремится как можно быстрее увидеть на кладбище всю свою семью и еще две-три семьи соседей, которые обязательно должны быть похоронены вокруг его гробика. Мало того, прихваченная у соседних покойников землиця ограждается металлическим заборчиком, украшенным острыми копьями арматуры или тяжелыми морскими цепями. Эту «потустороннюю территорию» галичанин оберегает, как зеницу ока, и горе тому, кто ступит на нее нечищеным туфлём или босоножком.
Галичанин очень любит, чтобы его личная собственность отличалась от других. Из-за этого галицкими городками зачастую шкандыбают похожие на инвалидов куры, гуси, коровы и кони, помеченные йодом и зеленкой, как будто они только что убежали из районного госпиталя.
Одежду галичанин обязательно покупает на вырост. Даже если ему 87 лет и он давно уже оглох, а видит еще хуже. Обувь покупает также на 2–3 размера больше — а вдруг нога растопчется! Чтобы было удобно носить великоватые туфли, галичанин напихивает в них 3–4 скомканные районные газеты. Если же ему ласковая судьба подбросит задешево пару маловатую, то произойдет интересный ритуал разнашивания: сначала туфли оставляют на день в полной ванне горячей воды; потом галичанин надевает толстые шерстяные носки, а уже на них — мокрые туфли. И ходит он в них двое суток без перерыва на обед и сон. Аж тогда только они готовы к употреблению по назначению.
По неизвестным причинам чужие дети для автохтонного галичанина почему-то всегда лучше, чем собственные. Свои — это на века вечные «матолки», «штурпаки» и «туманы вісімнайцятi». В связи с этим каждому галичанину затем всю жизнь приходится прилагать невероятные усилия, чтоб доказать противоположное и себе, и людям, и родителям, которые до самой смерти не будут верить в успех собственных чад. Таким способом с малых лет галичанину прививается стойкий ген упрямства, настойчивости и неполноценности. По-видимому, поэтому наиболее производительными галичане становятся в период притеснений, надругательств и плюндрувань со стороны захожих. В мирное время благоденствия галичанин обычно безопасен и безразличен.
С давних времён в галицкой столице — во Львове — установлен памятник шкварке. Сей правильный продукт для каждого правоверного галичанина является источником жизни и символом благосостояния. Шкварок галичанин потребляет столько, что рядовой европеец от таких канцерогенных и ракотворчих доз давно бы кормил червей на Пер-Лашез или на острове святой Елены.
Кажется, лишь к чаю и пампушкам с повидлом галичанин не добавляет шкварок. Все остальные кушанья богатейшей галицкой кухни населяются животворными шкварками. И в горе, и в печали, и особенно в радости рядом с галичанином шагает всю его жизнь розовая, хрустящая, немалая шкварка.
Готовясь к визиту в гости, на свадьбу или день рождения, галичанин всегда немилосердно нервируется и кривится. Причина кроется в необходимости дарить презенты или подарки (это для східнякiв). Нет, галичанину рука бы засохла и язык отпал, если бы он отказался от чьего-то подарочка. Даже копеечного. Но дарить кому-то? Чтоб предотвратить это, галичанин с самого утра вплоть до условленного времени визита переворачивает вверх ногами помещение свое, тещи и братьев, чтоб разжиться каким-то отребьем. Это может быть непрочитаная книжка о жизни аборигенов с острова Сахалин, заплесневевшее полотенце с вышитым портретом Ивана Мичурина или деревянный беркут без одного крыла. Подарок тщательным образом вымывается, опрыскивается дезодорантом «Ласковый змей» и аккуратно обертывается целлофаном от старого букета цветов. При вручении галичанин принимает торжественный вид, выпячивает грудь с вышитым галстуком и полчаса расхваливает прелести и преимущества собственного подношения. А уже дома чуть ли не до утра убивается по потерянной вещи.
Галичанин является крайне сентиментальным человеком. Если, конечно, дело не идет о деньгах или недвижимости. Однако эта сентиментальность сразу же исчезает, когда речь заходит о деньгах. Один из лозунгов галицкого бизнеса твердит: «Базар — то такая зараза, так втєгнешсi, — что родную мамку на продажу вынесешь и не замітиш!» Во время торга галичанин мелочен и осторожен. Очень странно, но галичанин никогда не будет благодарен какому-либо человеку при его жизни. Даже если тот спас ему имущество от пожара или ограбления. Зато после смерти галичане передают из поколения в поколение легенды об умершем, ибо им удалось его пережить. Каждый разговор о светлой памяти покойника начинается приблизительно такими словами: «Стефцю, а помните Ивана Папроцького, что лежит на Личакiвскiм погосте, на шестим поле, второй ряд от доктора Штопка, что наложил на себя руки через Марiку Форнарову? А вот исторических личностей галичанин считает героями и членами своей семьи. Даниила Галицкого он обязательно объявляет почетным гражданином Львова с правом бесплатного проезда в общественном транспорте за то, что тот учредил ему Львов, его сына Льва — почетным мэром, ибо галицкая столица носит его имя, а именем Джорджа Вашингтона названа улица, ибо он учредил США, чтобы галичане имели куда эмигрировать.
Галичанин существо демократическое. Очень любит принимать участие в выборах, референдумах и опросах. На каждой предвыборной кампании наш земляк безвылазно сидит перед телевизором и проклинает «комуняків, воров, застарий парлямент и соседа Федю, что зареєструвавсі кандидатом, а на подвiрку в него куры от голода пухнут». Сразу после выборов рядовой галичанин получает полную амнезию и не помнит, за кого он голосовал и кого избрали. Вплоть до новых выборов.
Подобная ситуация и с митингами. Лишь в толпе людей с флагами и лозунгами галичанин чувствует себя народом, а временами и сообществом. Особенно, когда стоит в первом ряду перед трибуной и видит вождей в лицо.
Если, не находясь на Галичине, вам покажется, что здесь живут самые тупоголовые, — не берите себе это близко к сердцу, ибо то неправда. Просто правдивый галичанин перед незнакомым человеком любит притворяться глупее, чем он есть в действительности. Ученые утверждают, что собственно это обстоятельство позволило выжить этому колоритному этносу во времена монголо-татарского нашествия, австро-венгерского гнета и панской Польши.
Поэтому не удивляйтесь, когда на ваш обычный вопрос «Как вы относитесь к главе областной администрации?» галичанин трижды переспросит, о чем вы спрашиваете, потом долго будет делать мину роденовского «Мыслителя», а в конце концов спросит: «На какой холеры то вам нужно?» — и преспокойно переведет разговор на прошлогоднюю погоду и предполагаемый урожай шпарагiвки у соседа. А когда вы таки прижмете его к стене, он замашет руками, скорчит жалостливое лицо и скажет: «Но что вы, пане! Где же мы то знать можем? Я матури не кончал, по университетам не вчивсі, ибо зi школы меня выгнали за национализм! А теперка имею такую зарплату, что даже и не знаю, за что я так страдал за коммунистов».
Обычно к браку именно галичанка тянет галичанина, а не наоборот. Урожденный индивидуализм автохтонного уроженца Бучача, Бережан или Рогатина не позволяет ему добровольно избавиться от иллюзорной свободы и одеть золоченные кайданки браку. Поэтому галичанки в матримониальных делах значительно обычнее своих антистатевих ровесников. Еще змалечку мама убивает в русую девичью головку: «Памятай, донцу, что холопа нужно воспитывать от самого начала и до самой смерти, царствие ему небесное, хотя бы по вам янголи не пели! Когда же его запопаднеш — держи, ибо то такая скотина, что тілько си отвернешь, а оно уже вислизло!».
Хозяйственность галичан, их предприимчивость в обустройстве семейного очага и в садово-огородных делах не имеют границ. Порядочный галичанин засаживает огородом каждый лоскуток собственной земли. И никаких цветов! На галицком огороде имеет право расти только картофель, помидоры или огурцы из польских семян. Для нашего земляка заветной мечтой является возможность собирать с собственной землицы два урожая. Чтобы приблизить эту заветную мечту, ранней весной, как только взойдет снег, хозяева поливают почву кипятком, закрывают его разнообразными пленками, стеклянными банками, парниками разной конфигурации. Урожая это не добавляет, зато наполняет утехой. Если галичанин допадается к какой-то страсти, то уже ни стриму, ни возврата назад нет. Предметом увлечения могут быть: водка, коллекционирования денег в грубых купюрах и старых телевизоров.
Галичанин имеет привычку доводить начатое дело до логического конца. Даже если она вполне проигрышная. Известная история о двух фацетiв, что ехали в трамвае.
— Иване, ты ножовку взєв? — говорит один.
— И молоток.
— Слушай, а как тота граната взiрвесi?
— То ніц, мильку, я еще їдну имею!..
По традиции, которой положил начало еще князь Святополк Окаянный, по каждому обеду глава семьи доедает за детьми все, что останется на их тарелках, вытирая посуду коркой хлеба, которую не догрызла жена. По этой самой причине галичанин скорее всего безвылазно просидит два дня в туалете, чем даст пропасть скисшему борщу или «вистреленiй банке» с кабачковой икрой. Не гнушается наш земляк и просроченными лекарствами. Он радостно их употребляет, поскольку за них уже заплачено. Кроме того, ану же они на что-то и помогут?
Каждый второй галичанин является гадальщиком, экстрасенсом и целителем. Об этом известно издавна. При таком количестве эзотериков на душу населения практически каждый член галицкого общества знает свою судьбу от роду вплоть до самой смерти. Однако галичанину этих знаний всегда недостает, и он стремится к дополнительным разъяснениям своей неприкаянной судьбы. Из-за этого на наших поприщах процветает экстрасенсорный бизнес.
Тысячи людей заряжают воду в стеклянных банках, майонезних баночках и канистрах из-под бензина, десятки тысяч прикладывают «заряженные отпечатки» газет к вероятно больным местам, миллионы руководствуются советами ворожек, верят в гороскопы и ворожат на кофейной гуще. Но это не мешает галичанам никому не верить и не проникаться стихийными бедами, властью и геморроем. Ибо от самого рождения правдивый галичанин возлагается лишь на собственные силы, что делает его практически неуязвимым перед ударами судьбы. Когда же приходит беда, он лишь разводит руками: «Так мало быть! Но в Петра через три избы ше хуже!». И на душе ему светлеет, а водка становится слаще.
Как человек, щедро наделенный юмором и здравым рассудком, галичанин зачастую прибегает к операциям, что при других условиях и при других людях просто невозможны. Во Львове когда-то жил господин Хомик. Невзрачный человечек, но с богатой биографией. Родившись при покойнице Австрии, господин Хомик смог дважды продать свой труп анатомическому заведению Медицинской академии. Полякам он лишь раз сумел продать свои тленные останки. За совєтiв господин Хомик мало задурно не избавился от собственного тела, когда его под конвоем вывозили на Колыму, ибо был сыном священника.
Вернувшись, он не оставил попыток всучити свое сухеньке тельце какой-то лаборатории химического оружия или института паразитов и бактериологии. Но увы безуспешно. И только при независимой Украине господин Хомик достал сатисфакцию, в завещании он записал: «Дарю свое тело вместе с внутренностями родной Украине, и най робит с ним, что хочет на свои потребности. Альо Хомик». Этот поступок достойно оценили современники: Хомика с почестями похоронено на Янiвському погосте, во Львове, под плитой с надписью: «Здесь отдыхает Альо Хомик. Непокоренный патриот и человек»".